Туристический маршрут
«ШАГАЕМ ТРОПАМИ ПОБЕДЫ»
Автор: Саманцова Татьяна Юрьевна, учитель физической культуры и здоровья ГУО «Борковичская детский сад-средняя школа Верхнедвинского района»
Цель похода: расширение туристских и экологических знаний, формирование гражданского и патриотического сознания у учащихся.
Задачи:
- ознакомить детей с видами туризма, типах костров, правильном подборе необходимых предметов для похода и правилах поведения на природе;
- содействовать получению объективных представлений о истории, о трагедии белорусского народа в годы Великой Отечественной Войны;
- популяризировать пропаганду здорового образа жизни и активного отдыха среди учащихся;
- формировать и сплотить детский коллектив через совместную деятельность.
Тип похода: оздоровительно-патриотический
Вид похода: вело-пешеходный
Продолжительность: 8 часов
Протяженность: 8 км
Маршрут похода: место встречи с группой ГУО «Борковичская детский сад – средняя школа» - Памятник Героям Великой Отечественной Войны ул. Станционная 13 – Бениславский мост – аг.Борковичи
Содержание похода: в ходе похода ребята познакомятся с событиями, происходящими в Борковичах (возложат цветы к памятнику, почтим память Героев минутой молчания), с военными действиями возле Бениславского моста.
Общие организационные и методические указания:
- перед началом похода предупредить о правилах поведения и соблюдения правил безопасного поведения вблизи железной дороги, возле водоема, во время перехода от объекта к объекту, при передвижении на велосипеде;
- руководитель должен иметь определенный запас знаний о памятных местах, о событиях Великой Отечественной Войны, истории нашего родного края, об организации походов, видах и типов туризма.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАРШРУТА
«ШАГАЕМ ТРОПАМИ ПОБЕДЫ»
Маршрут экскурсии |
Объекты показа |
Время (мин.) |
Наименование подтем. Основные вопросы |
ОМУ |
Начало похода |
Место сбора группы |
15 мин |
Дать общие сведения о: - правилах безопасного поведения при передвижении на велосипедах, вблизи железной дороги; - передвижении по маршруту |
Установить эмоционально-психологический контакт с группой. Ярким вступлением помочь настроиться на поход. Сообщить тему похода, ее маршрут и продолжительность, место и время окончания похода |
ул. Железнодорожная, 20 |
Памятник учителям и учащимся, погибшим в годы войны. |
10 мин |
Памятник учителям и учащимся, погибшим в годы войны установлен возле школы. Они были членами подпольной организации, которая действовала на территории Борковичского сельского совета. Собирали оружие, распространяли листовки, совершали диверсии, являлись связными партизанских отрядов. Многие из подпольщиков были схвачены и казнены. Их имена занесены на памятник. Здесь же стела семье Лапковских, расстрелянной за связь с партизанами и надгробье, где перезахоронены останки связной партизанского отряда Фаины Дудкиной. |
Группа расположена вдоль памятника. Оборудование находится за пределами памятного места. |
ул. Станционная 13 |
Памятник воинам-освободителям |
15 мин 90 мин |
Осмотр памятника. История создания. Памятник находится в центре Боркович, где покоятся останки воинов 98-й стрелковой дивизии, которая вышла из окружения, потеряв почти весь свой личный состав. А впереди были долгие годы войны. Возложение цветов. Минута молчания. Передвижение по маршруту |
Группа расположена на некотором расстоянии от мемориала для лучшего осмотра. Соблюдение дистанции при передвижении на велосипедах. |
Бениславское |
Бениславский мост |
40 мин |
Через этот мост в 1941 году немцы прорвали оборону и захватили Борковичи. Здесь местность нашей партизанской славы. В ночь с 3 на 4 августа 1942 года силами нескольких партизанских бригад была проведена дерзкая диверсия по подрыву железнодорожного моста через реку Дрисса, в результате которой движение вражеских эшелонов с живой силой и оружием на фронт, был остановлен на три недели. В этой операции участвовал и будущий Герой Советского Союза Пётр Машеров. Об этом можно прочитать на памятнике у моста. Если идти правым берегом вверх по течению, тропинка приведёт к прибрежной круче и поведёт наверх. Это городище, которое выделяется сложной системой валов и рвов. Люди жили здесь в железном веке. Именно отсюда августовской ночью 1942 года прогремели залпы партизанского орудия, которыми начался штурм на Бениславском разъезде. Перейдя мост, вдоль железнодорожного полотна бежит тропинка. Двигаясь по ней в сторону Боркович, через километр, напротив деревни Неверово, находится могила неизвестного солдата. Его захоронили местные жители в 1941 году. Далее путь лежит в Борковичи. |
Расположить группу полукругом перед мостом. Использовать прием предварительного осмотра: вступительным словом руководитель ориентирует группу на то, что необходимо увидеть в ходе осмотра. Затем следует самостоятельное наблюдение объекта. |
Памятник у моста |
20 мин 60 мин 120мин 90 мин |
Краткие сведения о героях, участников операции – П.М. Машерова, А.В. Романова, Г.И. Казарцева, М.Ф. Шарковой. Привал. Установка палатки. Разведение костра. Обед. Мы на привале и нам необходимо развести костер. Типы костров бывают разные. Какие типы костров знаете? (“Шалаш”, “Колодец”, “Таежный”, “Звездный”, “Пушка”) Правила разведения костра Малоподвижная игра: Кроссворды для туристят. По горизонтали. 1. Как называется остановка для отдыха группы туристов (привал). 2. Как называются люди, которые любят путешествовать (турист). 3. В чем туристы готовят пищу в походе (котелок). 4 Как называют туристы преодолеваемый ими путь (маршрут). По вертикали: 1. Вчем туристы носят свои вещи за спиной (рюкзак). 2. Как называется домик, в котором спят туристы (палатка). 3. На привале туристы отдыхают, готовят пищу, разжигая…. (костер). Организованный сбор группы. Возвращение домой в аг. Борковичи. |
Учащиеся выстраиваются у памятника. Использовать приемы рассказа: описания, объяснения, приемы показа. Напомнить о правилах безопасного поведения при установке платки, разведении костра, у водоема. Рассадить детей по кругу у костра. Рассказать о видах туризма, типах походов. Раздать детям кроссворды. Провести игру с мячом «Вопрос-ответ», на закрепление знаний о правилах безопасности во время похода, о исторических событиях, происходящих на территории нашего района. Обратить внимание на уборку места привала. Напомнить о правилах безопасности при передвижении. |
|
аг. Борковичи |
ул.Железнодорожная 20 |
15 мин |
Подведение итогов похода. Ответить на возникшие вопросы, поблагодарить за внимание. Заключение |
Заключение должно быть ярким, лаконичным |