Аннотация
Проект «Краеведение – эффективное средство патриотического воспитания учащихся» нацелен на реализацию идей гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся посредством использования неограниченных возможностей краеведения для высокой мотивации к изучению и сохранению историко-культурного наследия Родины.
Адресуется заместителю директора по воспитательной работе, педагогу-организатору, учителю, классному руководителю, педагогу дополнительного образования.
ВВЕДЕНИЕ
Мы должны показать нашим детям, что, как бы ни сложилась их жизнь в будущем, у них есть дом, есть малая родина, где они всегда найдут утешение и почувствуют незримую поддержку от этой земли.
А. Г. Лукашенко
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Чем более глубокими, полными, яркими и содержательными будут знания детей и молодёжи о родных местах, людях, прошлом и настоящем края, тем более эффективно будет решаться одна из главных задач воспитания, обозначенная в Кодексе Республики Беларусь об образовании, – формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии. Учащийся должен осознать единство своего края с жизнью всей страны, понять, что его родной город, деревня – только часть нашего Отечества, мирового сообщества.
Поиски ответа на вопрос «Как создать организационно-педагогические условия для патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся, решить проблему занятости подростков в свободное время и наполнить шестой школьный день увлекательными делами?», несомненно, приводят к краеведению, которое способствует воспитанию чувства сопричастности к делам предков, заставляет задуматься о своих корнях, делах минувших и настоящих в их сопряжении, неразрывности и преемственности в длинной череде поколений не в виде готовых истин и формул, а в непрерывном поиске, исследовании и изучении. Именно поэтому в ГУО «Борковичская средняя школа» краеведение находится в центре внимания администрации, творчески работающих учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, учащихся и их родителей.
1. ПРОЕКТ «Краеведение – эффективное средство патриотического воспитания учащихся»
-
- Классификация проекта
- по масштабу - общешкольный (ГУО «Борковичская средняя школа»);
- по характеру деятельности участников – информационный, исследовательский, прикладной (сбор информации; познавательный поиск, направленный на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением; создание «краеведческих копилок», организация стендовых выставок, пополнение музейных фондов, реконструкция традиций музыкального народного творчества);
- по содержательной области – системный (требует обращения к широкому спектру областей науки и культуры);
- по продолжительности – долгосрочный (2020 – 2023 г.г.);
- по характеру управления – непосредственный, сетевой (общение «здесь и сейчас», общение посредством сети Интернет).
- Цель работы над проектом
Создание оптимальных условий для гражданского, патриотического и духовно- нравственного воспитания учащихся средствами краеведения.
-
- Основные задачи
- способствовать приобщению учащихся к изучению истории малой родины, содействовать осознанию ее связи с историей Отечества, духовному обогащению личности школьника через преемственную связь поколений;
- систематизировать общеизвестные сведения и способствовать восстановлению утраченных страниц истории малой родины, содействовать развитию чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;
- создать условия для осознания учащимися связи истории духовной культуры с историей родной земли, для утверждения в их сознании и чувствах духовно-нравственных качеств, патриотических ценностей, взглядов и убеждений, основанных на уважении к традициям, культурному и историческому прошлому малой родины;
- способствовать усилению значимости досугового компонента, создать условия для самовыражения учащихся в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, реализации проблемы занятости подростков в шестой школьный день;
- содействовать расширению кругозора, развитию интеллектуальных, познавательных и творческих возможностей, исследовательских компетенций, коммуникативных навыков, формированию у учащихся экологической и правовой культуры, активной жизненной позиции, внутренней потребности в постоянном самосовершенствовании и здоровом образе жизни;
- способствовать формированию в учреждении образования комплекса организационно-методического обеспечения функционирования системы гражданского и патриотического воспитания учащихся.
Ожидаемый результат
- повышение эффективности образовательного процесса через создание организационно-педагогических условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся;
- включение максимального количества учащихся в социально-полезную деятельность;
- успешное осуществление связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка, высокая мотивация к изучению и сохранению историко-культурного наследия Родины;
- активная жизненная позиция, гражданская ответственность и творческий потенциал выпускников;
- обогащение подрастающего поколения опытом исследовательской деятельности;
- проявление лидерских качеств, инициативы, самостоятельности и ответственности как самых востребованных качеств личности в условиях современного общества;
- сформированность интеллектуальных умений, социальных и гуманистических компетенций, этических норм;
- реализация принципов гуманистической направленности и целеустремлённости воспитательного процесса, уважения индивидуальности и личности, коллективной деятельности, активной самостоятельной деятельности, учёта индивидуальных особенностей, согласования целей, свободы выбора, выращивания способностей, стимулирования самовоспитания, рефлексии;
- рост профессионального мастерства педагогических работников.
2. Реализация идей проекта «Краеведение – эффективное средство патриотического воспитания учащихся»
-
- Туризм и экскурсии в формате шестого школьного дня
Пути и методы изучения родного края разнообразны. Их выбор зависит от целей и задач проводимой работы, возраста и уровня подготовки участников деятельности. Но доподлинно известно, что фундаментом краеведения являются экскурсии и походы, обладающие безграничными возможностями, огромным познавательным потенциалом и ярко выраженной гражданско-патриотической направленностью. Экскурсионная и
туристическая работа воспитывает не нравоучениями и поучениями, а примером увлекательной совместной работы, результатом которой будут глубокие знания и прочные убеждения.
Музеи, архивы, выставки, археологические стоянки, памятники природы и архитектуры, монументы, места значимых исторических событий, предприятия – вот широкое поле деятельности для организации экскурсионной работы.
Экскурсии могут проводиться специалистами-экскурсоводами или руководителем-организатором, но важное место в краеведении занимает такая форма работы, как подготовка необходимых материалов и проведение экскурсий самими учащимися. Для ребят это очень ответственная и трудная задача, т.к. необходимо не только составить маршрут и план экскурсии, но и изучить большое количество материала по данной теме, исследовать источники, осмотреть выбранные экспонаты, решить все организационные вопросы.
По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические, в свою очередь, подразделяют на исторические, историко-революционные, военно-исторические, производственные, природоведческие, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.
Любой туристический поход планируется, организуется и готовится. Начинается он задолго до выхода группы на маршрут, а завершается после оформления всех документов. Эта многогранная и трудоемкая работа включает четыре последовательных этапа: организацию, подготовку, проведение похода и подведение итогов.
В отличие от пассивных форм воспитательной работы, туристические походы позволяют поставить каждого участника в уникальные, с точки зрения воспитания, условия, когда абстрактные идеи приобретают конкретную реальность. Путешествия по родному краю помогают учащимся глубже ощутить радость познания, полнее понять исторические и природные явления, восстановить силы и укрепить здоровье.
Уровень сложности похода зависит от возможностей и подготовленности его участников. Однодневные походы и экскурсии могут быть реализованы недалеко от учебного заведения, ведь в каждом уголке Беларуси, в каждом городе, посёлке, деревне есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует у молодого поколения интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.
Одной из наиболее действенных форм патриотического воспитания является проведение походов по местам боевой славы белорусского народа, во время которых можно возложить цветы и привести в порядок памятники, познакомиться с историческими местами и мемориальными комплексами, провести соревнования (приложение 3).
2.2 Проектная и исследовательская деятельность
Наши выпускники будут успешными в быстро меняющемся мире, они смогут делать его лучше, если сами будут обладать соответствующими способностями: ставить себе цели, делать ответственный выбор, ненасильственно решать проблемы, умело работать в команде, быть лидером, учиться всю жизнь, планировать и организовывать свою деятельность, критически осмысливать её итоги. Вместе с тем, результатом внедрения метода проектов в систему гражданско-патриотического воспитания являются исследовательские компетенции, рефлексивная культура, активная жизненная позиция учащихся, их гражданская ответственность, творческий потенциал, высокие мотивы и познавательные потребности, а также рост профессионального мастерства учителя. Проект – это особая философия образования: философия цели и деятельности, философия результатов и достижений. Проект – это метод обучения и воспитания: ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален; проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен; проект даёт ученикам способ деятельности, и поэтому он незаменим. Проект – это уникальный опыт на всю жизнь, ключ к пониманию существа современного воспитателя-профессионала. Результат применения метода проектов – это создание организационно-педагогических условий и обеспечение эффективности воспитательного процесса, разработка социально значимых проектов и гражданско-патриотическое становление и всестороннее развитие их участников.
2.1.1Моя Верхнедвинщина
Верхнедвинский край имеет богатое культурное и духовное наследие. Оно формировалось на протяжении веков и передавалось из поколения в поколение.
Целью данного направления деятельности является формирование у учащейся молодёжи гражданско-патриотических чувств и ответственности за возрождение и сохранение историко-культурного и природного наследия своей малой родины, популяризация местных памятников истории и культуры, имён знаменитых земляков. Достижение цели требует выполнения поисково-исследовательских заданий, направленных на выявление исторических, культурных, экономических ценностей малой родины и их всестороннее и целостное исследование, выявление малоизвестных событий и фактов региональной истории и культуры, особенностей своего региона, приобщение учащихся к работе по благоустройству и сохранению историко-культурных, природно-антропогенных и социальных объектов своей местности.
Поисково-исследовательские задания: выявление топонимов и сбор сведений об исчезнувших, нежилых поселениях; создание топонимических словарей, карт, карт-схем, краеведческих маршрутов местности; выявление источников и сбор сведений об утерянных историко-культурных и природных памятниках местности; исследование героических и трагических событий военного времени; исследование жизненного и творческого пути известных людей Верхнедвинского района, пропаганда сохранения редких видов растений и животных; проведение совместных акций с религиозными, общественными организациями и государственными учреждениями по сохранению и популяризации историко-культурных ценностей региона; исследование экономических, географических, этнографических, демографических особенностей малой родины, её истории, культуры и природы по следующим направлениям: топонимия (история происхождения населённого пункта, легенды и предания родных мест, время возникновения названия населённого пункта, микротопонимы, гидронимы); растительный и животный мир (вековые, редкие деревья, боры, леса, представители флоры и фауны, которые занесены в «Красную книгу» Республики Беларусь); геология (валуны, полезные ископаемые, уникальные очевидные проявления геологической истории, геологических и почвенных процессов); геоморфология (характер рельефа, самые высокие и низкие места над уровнем моря, происхождение рельефа и его изменения под воздействием природных сил и антропогенных факторов); гидрография (родники, реки, озёра и другие водные объекты и их значение); памятники истории и культуры (памятники архитектуры, садово-парковые комплексы, усадьбы, культовые сооружения, мемориальные комплексы); археология (стоянки, поселения, городища, курганы); фольклор (народное музыкально-танцевальное творчество); этнография (местные обряды и обычаи, особенности быта, национального костюма); земляки (жизненный и творческий путь писателей, поэтов, композиторов, мастеров народного творчества, деятелей науки и искусства, политических и государственных деятелей); страницы военной истории (военные события, герои и выдающиеся личности); экономика (промышленные и сельскохозяйственные объекты, трудовые достижения); культура (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, театральная, музыкально-песенная и танцевальная культура местности, устно-поэтическое и литературное творчество, местные культурные традиции, современные культурные события).
О краеведческо-исследовательском проекте «Дороги памяти святые в зеркале истории православия Верхнедвинщины».
Участники проекта – члены краеведческого объединения по интересам «Бацькаўшчына», учащиеся 6-11 классов ГУО «Борковичская средняя школа Верхнедвинского района».
Цель: содействие патриотическому воспитанию учащихся; приобщение школьников к православным ценностям; восстановление утраченных страниц истории малой родины.
В результате работы пополнен сведениями из истории православных храмов родного края фонд школьной музейной этнографической комнаты «Беларуская хатка» и оформлена стендовая выставка «Утраченные колокола» для популяризации сведений о малой родине. Материалы проекта размещены на школьном сайте разделе «Краеведение» и используются при проведении информационных и классных часов в учреждении образования.
Учебно-исследовательская работа Борисенорк Илоны «Дороги памяти святые местечка Дерновичи в зеркале истроии православия Верхнедвинщины» приняла участие IХ Витебских Кирилло-Мефодиевских образовательных чтениях детей и молодежи «Славянская письменность и культура: изучение, сохранение, преумножение», 2020 г.(приложение 1).
О проекте «Семь чудес Верхнедвинщины»
Целью проекта является: изучение артефактов историко-культурного наследия региона, уникальных объектов природного комплекса, современных традиций, которые могут привлечь внимание туристов и содействовать развитию туристического потенциала нашего района. Результаты исследования представлены в форме интерактивной карты Верхнедвинского района в среде программирования «Scratch».
Интерактивная карта дает представление о географических характеристиках района. С ее можно составить маршрут посещения наиболее интересных объектов. Учитывая географическое положение района, карта может привлечь внимание транзитных туристов, которые заинтересуются тем или иным объектом и скорректируют свой маршрут.
В проекте представлены объекты, которые отражают природные достопримечательности региона, артефакты историко-культурного наследия, трагические страницы истории, прошлое и настоящее нашего района: 1 – Верхнедвинский маслосырзавод, 2-Православная церковь в аг. Сарья, 3-Сахоновский дуб, 4- Католический костел в д. Росица, 5-Курган Дружбы, 6- Освейское озеро, 7- Харабровский валун. Интерактивная карта проста в использовании и доступна даже для людей, имеющих минимальные навыки в обращении с компьютером.
О проекте «Войны священные страницы навеки в памяти людской»
Цель работы над проектом: изучение истории Великой Отечественной войны на территории Верхнедвинского района, Борковичского сельского совета. В рамках проекта проведена исследовательская работа «Пример служения Отчизне», которая отмечена Дипломом III степени на областном конкурсе «Войны священные страницы навеки в памяти людской», номинация «Педагоги – участники Великой Отечественной войны», 2020 г. (приложение 2).
Работа Материалы проекта размещены на внутришкольном сайте и используются при проведении информационных и классных часов в учреждении образования.
-
-
- Мой агрогородок Борковичи
-
Целью этого направления деятельности является формирование у учащихся гражданско-патриотических чувств и ответственности за возрождение и сохранение историко-культурного и природного наследия малой родины, популяризация памятников истории агрогородка Борковичи, имён знаменитых односельчан. Достижение цели требует выполнения поисково-исследовательских заданий: создание летописи агрогородка Борковичи; карт, карт-схем, краеведческих маршрутов местности; выявление источников и сбор сведений об утерянных историко-культурных и природных памятниках агрогородка Борковичи; исследование героических и трагических событий военного времени; исследование жизненного и творческого пути известных людей, налаживание связи с известными земляками, которые не проживают на территории агрогородка Борковичи.
2.3 Народное творчество
О проекте «Наследники музыкальных традиций Верхнедвинщины»
Участники проекта - самодеятельный ансамбль ложкарей объединения по интересам художественного
профиля «Новый взгляд».
Цель проекта: восстановление утраченных страниц истории музыки малой родины, обогащение духовной культуры учащихся через игру на ложках.
Репертуар коллектива составляют белорусские народные мелодии, музыка и песни белорусских композиторов, обрядовые песни и танцы, которые собираются в агрогородке Борковичи, окрестных деревнях, и обрабатываются для ансамбля. Достижения: ансамбль ложкарей является победителем районного этапа областного смотра-конкурса детского творчества «Здравствуй, мир» в номинации «Инструментальная музыка», призером районного фестиваля патриотической песни «Дорогами Победы».
3. Результат внедрения проекта «Краеведение - эффективное средство патриотического воспитания учащихся»
- Активная жизненная позиция выпускников, их гражданская ответственность, творческий потенциал, высокая мотивация к изучению и сохранению историко-культурного и природного наследия Родины.
- Развиты общеучебные, коммуникативные, исследовательские и социальные компетенции учащихся.
- Разработаны социально-значимые проекты, материалы которых всесторонне отражают историко-культурное наследие и богатые традиции белорусского народа на примере местного материала.
- Оформлены информационно-справочные буклеты, туристические путеводители, организованы экспозиции, сменные передвижные стендовые выставки.
- Пополнен фонд школьной музейной этнографической комнаты ГУО «Борковичская средняя школа Верхнедвинского района» (приложение 4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты воспитательной работы не поддаются разложению по баллам и процентам, но я убеждена, что каждый из авторов краеведческих проектов и учебно-исследовательских работ, посетителей выставок и участников экскурсий с гордостью скажет: «Я живу в Беларуси!». А это и есть наивысшая оценка!
Как семена пшеницы, брошенные в землю, дают дружные всходы и «имеют свойство обернуться хлебом», так и семена знаний о родном крае и прославляющих его людях помогут сегодняшним школьникам вырасти достойными гражданами страны.
Список использованных источников
- Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей. – 2-е изд. – Мн., 2004. – 288 с. – (Мастерская учителя).
- Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2022. – 512 с.
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31.12.2020 №312 «Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 г.г.»
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи
на 2021–2025 годы (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.12.2020 № 312) [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: edu.gov.by/doc.
- Программа сотрудничества между Министерством образования
Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2020–2025 год [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: edu.gov.by/doc.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тезисы учебно-исследовательской работы
«УТРАЧЕННЫЕ КОЛОКОЛА МЕСТЕЧКА БОРКОВИЧИ»
ГУО «Борковичская средняя школа Верхнедвинского района»
Информационной базой работы являются: исследовательские и краеведческие материалы, собранные членами объединения по интересам «Бацькаўшчына» при ГУО «Борковичская средняя школа Верхнедвинского района» (руководитель Лукашёнок А. М.); воспоминания старожила агрогородка Борковичи Шаблинской Веры Васильевны; краеведы-односельчане Козлов Юрий Евгеньевич и Изосимова Вера Васильевна; материалы Национального архива Республики Беларусь; историко-документальная хроника «Памяць. Верхнядзвінскі раён»; публикации Антона Францевича Бубало (автор рубрики «Духоўнасць» районной газеты «Дзвінская праўда», писатель, поэт, педагог, краевед, один из авторов книги «Памяць. Верхнядзвінскі раён»); сеть Internet.
Гипотеза: судьба православных храмов и приходов неразрывно связана с историей, зачастую трагической, родного края; над местечком Борковичи ранее звучали православные колокола.
Цель исследования: восстановление утраченных страниц истории православия малой родины.
Задачи: изучить сведения о православных приходах Верхнедвинского района; раскрыть историю православных памятников отечественной культуры и имена бывших земляков-священнослужителей малой родины; осмыслить собственную историческую ответственность за события, происходящее в обществе и государстве; способствовать привлечению дополнительного внимания к истории православия на территории Республики Беларусь; содействовать популяризации сведений о малой родине.
Основные направления исследования: «Утраченные колокола местечка Борковичи»; «Величие имен святых не забывают поколения»; «Православию быть!».
Определение конечного результата исследования: оформление стендовой выставки «Утраченные колокола местечка Борковичи» в учреждении образования для популяризации страниц истории православия малой родины, пополнение фондов Волынецкого государственного краеведческого музея им. И. Д. Черского сведениями о православных храмах родного края.
Православные приходы Верхнедвинщины
В начале ХХ века на Верхнедвинщине действовала широкая сеть православных церквей. Об этом свидетельствуют данные переписи культовых строений по районам по состоянию на начало 1925 года.
События, последовавшие за революцией 1917 года (годы богоборчества), привели к разрушению приходской жизни, упорядоченной трудами многих поколений верующих. Ещё до Великой Отечественной войны были уничтожены почти все церкви и репрессированы священнослужители. До наших дней с тех времён сохранились только Верхнедвинская Свято-Николаевская церковь, Боровская Свято-Евфросиниевская церковь и Сарьянский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Остальные православные святыни безвозвратно утеряны.
Утраченные колокола местечка Борковичи
К числу утраченных православных святынь Верхнедвинщины относятся и те, которые находились в местечке Борковичи: Рождество Богородская церковь, Онуфриевская церковь, Воздвиженская часовня.
- Церковь в честь преподобного Онуфрия в местечке Борковичи была построена в 1794 г.
А. М. Кулагин пишет о ней: «Произведение народного дойлидства. Дощатую крышу завершали две головки. Фасады были обшиты тёсом, разделялись шестью оконными и тремя входными проёмами» [1]. В списке церквей, монастырей и духовенства бывшей греко-униатской Белоруской епархии за 1839 год упоминается Борковичская Онуфриевская церковь и благочинный Иоанн Никонович.
- Церковь в честь животворящего Креста Господня (Воздвижения Святого Креста) в Борковичах была построена в 1888 г.
Сведения о Крестовоздвиженской церкви весьма противоречивы. Например, краевед В. В. Изосимова обозначает дату её строительства 1858 г. Вместе с тем, в реестре культовых учреждений 1925 года мы читаем: «Воздвиженская часовня, деревянная, построена в 1888 году». А. Ф. Буболо обозначает, что в описании А. М. Кулагина именно Воздвиженская церковь выглядела следующим образом: «Жестяную крышу зеленого цвета завершала луковкоподобная головка, фасады разделялись шестью прямоугольными оконными и двумя входными проёмами».
Опять же, В. В. Изосимова пишет: «По статистическим данным 1884 г. церковь в честь преподобного Онуфрия в Борковичах была «штатная, деревянная, холодная, старая», а Крестовоздвиженская церковь «деревянная, холодная, крепкая». И далее: «Через несколько лет старую церковь разобрали, так как она находилась в ветхом состоянии». Какая же из церквей была разобрана? Воздвиженская? Но она же была новее. Онуфриевская? Но эта церковь была записана ещё и в реестре культовых учреждений 1925 г.: «Онуфриевская церковь, с. Борковичи, деревянная постройка 1794 года».
Если предположить, что Крестовоздвиженская церковь была построена в 1858 году и выглядела именно так, как описывает её А. М. Кулагин, то возникает вопрос: «Почему такая добротно построенная церковь всего за 30 лет стала ветхой и была перестроена в часовню?». Однако версию строительства Воздвиженской церкви именно в 1858 году никак нельзя полностью игнорировать, хотя здесь, вероятнее всего, прав краевед Ю. Е. Козлов, который утверждает, что изначально эта церковь была построена как неотапливаемая часовня и именно в 1888 году.
Вместе с тем, доподлинно известно, что в Борковичах одновременно действовали две церкви. Об этом свидетельствуют сведения о разнице в оплате крещения детей: в одной церкви 3 рубля, а в другой – 5 рублей (в новой). Кроме того, в книге «Старцы» (1892 г.) историк Никифоровский, описывая ярмарку в Борковичах, упоминает церковь и часовню: «Стоит посмотреть Борковичских (Дриссенский уезд) старцев в «девятник» (четверг девятой недели до Пасхи): на протяжении более версты от церкви к часовне, по обе стороны дороги сидят и стоят, то группами, то в одиночку, эти «старцы», вокруг же часовни располагаются те из них, кто имеет выдающиеся «калецтвы», чем и стараются бить в глаза сердобольным богомольцам».
По словам местных жителей, Крестовоздвиженская церковь располагалась возле источника «Святой колодец», из которого брали воду люди из соседних деревень. За церковью было кладбище, где хоронили священников и их родственников (сохранились плиты с надписями). Существует легенда, что между церквями был подземный ход.
- В 1893г. в Борковичах было начато строительство церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы с куполами голубого цвета, одного из самых почитаемых храмов Дриссенского уезда (нынешний Верхнедвинский район). Местные старожилы называют её церковью Казанской иконы Божией Матери. «Манументальны храм быў вырашаны ў рэтраспектыўна-рускім стылі. У яго сілуэце панавалі светлавы барабан пад сферычным купалам і макаўка над шатром званіцы. Атынкаваныя сцены апяразвалі аркатурныя фрызы, прарэзвалі 26 аконных праёмаў. Царква мела тры ўваходы. Малітоўная зала ацяплялася трыма трубкамі».
В реестре культовых учреждений 1925 года мы читаем: «Рождество Богородская церковь, д. Борковичи, каменная, построена в 1894 г., в художественном отношении имеет ценность».
Церковь строилась на средства прихожан. Кирпич брали с кирпичного завода у соседнего помещика Беттихера в Дёрновичах. Сохранились воспоминания, что кирпич передавался из рук в руки людьми, которые выстроились вдоль дороги от деревни Дёрновичи до деревни Борковичи. Кирпич был марочный – со штампом «Дзерновичи» и размером в два современных кирпича.
Шаблинская Вера Васильевна вспоминала: «В деревне Новый Двор стояла церковь. Она была очень красивой, белой, наверху были колокола и блестящие кресты. Церковь была большая и широкая. Она была сделана из хорошего белого кирпича. Пол в церкви был выстелен двухцветной плиткой. Люди шли в церковь из разных деревень» (воспоминания записаны В. В. Изосимовой).
Судьба церкви Рождества Пресвятой Богородицы была трагичной. В 1920году её закрыли. Местные активисты в 1923 году сняли и сдали в заготконтору на металлолом колокол. До войны её некоторое время использовали под склад. Во время войны церковь была разграблена немцами, плитка уложена в ящики и вывезена. После войны Богородицкую церковь, частично разрушенную снарядами, разобрали на строительство деревни. Так, в одночасье, было бездумно разрушено богатейшее наследие белорусского народа, связанное с его духовностью и православной культурой.
Величие имён святых не забывают поколения
В «Памятной книжке Витебской губернии» за 1864 год упоминаются: Борковичская Свято-Онуфриевская церковь, священник Максимилиан Игнатович Довгялло (православный, воспитывался в Полоцкой Духовной семинарии, женат (1 сын, 4 дочки), получал 180 рублей, возраст 41 год, служил 20 лет, имел нагрудный крест и орден Святой Анны 3-й степени); дьякон Сильвестр Михайлович Довгялло (православный, женат (3 сына, 1 дочь, получал 80 рублей, возраст 43 года, служил 22 года). Дьяконом на вакансии псаломщика служил 50-летний Егор Карзов, псаломщиком – 59-летний Гаврила Шостак.
В 1909 г. в Борковичах священником был Василий Иванович Богданович, в 1914 г. – Пётр Иосифович Мигай, в 1932-1936 годах – Павел Андреевич Довгялло, осужденный 5 декабря 1937 г. к 10 годам лагерей.
Большую роль в православной жизни Боркович сыграла династия
священников Довгялло. Заботами отца Максимилиана была построена Крестовоздвиженская церковь. В 1888 г. приступил к службе его сын Иоанн, который в Борковичах построил две церкви и школу. Знаменитый историк, архивист и археограф XX века Дмитрий Довгялло – один из сыновей отца Иоанна.
Православию быть!
Сегодня православное духовенство вносит большой вклад в духовное возрождение Верхнедвинщины: край возрождается строительством храмов, литургической жизнью приходов, крестными ходами, воскресными школами, рождественскими и кирилло-мефодиевскими чтениями, паломническими путешествиями в святые места, экскурсиями в храмы, беседами со священнослужителями в учреждениях образования и на предприятиях.
В 1992 году в Борковичах возобновила работу православная община. Местные жители вернули ей шесть старинных икон, сохранённых из Крестовоздвиженской церкви.
Сегодня служба проходит в приспособленном здании, но идёт сбор средств на строительство новой церкви Казанской Божьей Матери.
Возможно, общими усилиями, удастся восстановить «крупицы» утраченного. Очень важно то, что мои земляки хотят возродить храм. Не ждут они помощи от государства и понимают, что всё зависит только от них самих. Поэтому, пусть каждый решает сам, участвовать ли ему в этом важном деле или остаться наблюдателем. И очень хочется верить, что над Борковичами ещё прозвучит благостный колокольный звон!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕЗИСЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
«ПРИМЕР СЛУЖЕНИЯ ОТЧИЗНЕ»
ГУО «Борковичская средняя школа
Верхнедвинского района»
Объединение по интересам «Бацькаўшчына», Старостенков Ярослав
Празднование в 2020 году 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне – значимое событие в жизни нашей Страны. Войны священные страницы навеки сохранятся в памяти людской, поэтому неисчерпаем интерес белорусского народа к боевым и трудовым заслугам ветеранов войны и труда, к их рассказам и мемуарам. То, как верно и самоотверженно эти люди служили Отечеству и в период Великой Отечественной войны, и в послевоенное мирное время, является настоящим Подвигом, который учит нас, современное поколение, жить сегодня, помогает создавать завтрашний день страны.
Для меня примером служения Отчизне является Риц Рувим Яковлевич. Он родился 19.06.1924 г. в городе Дрисса (с 1962 года – город Верхнедвинск) Витебской области. Был призван в Красную Армию в 1942 году, в этом же году попал на фронт. Командовал стрелковым взводом, а потом батареей 120 мм минометов. Воевал на Западном, 3-м Белорусском, 2-м Дальневосточном фронтах.
Гипотеза
Белорусский народ богат достойными сыновьями, чья жизнь неразрывно связана с происходящими в стране историческими событиями, а их честь и доблесть являются образцом служения Отечеству.
Цель работы: изучение истории родного края на примере жизненного пути земляка, фронтовика, редактора районной газеты, директора школы, учителя истории и краеведа Рица Рувима Яковлевича.
Задачи:
изучить биографию Рица Рувима Яковлевича, его боевые и трудовые заслуги;
рассмотреть исторические события, происходившие в городе Верхнедвинске, отражённые в статьях и в воспоминаниях Рувима Яковлевича;
содействовать увековечиванию памяти защитников Отечества и популяризации сведений о боевых и трудовых подвигах белорусского народа на примере жизненного пути Рица Рувима Яковлевича путём размещения исследовательской работы «Пример служения Отчизне» на школьном сайте «Шестой школьный день» для её активного использования педагогами и учащимися при проведении тематических информационных и классных часов;
способствовать возможной публикации материалов «Пример служения Отчизне» в средствах массовой информации.
Методы исследования: поисковый, исследовательский, аналитический.
1. Довоенные годы
Рувим Яковлевич Риц родился 19.06.1924 в г. Дрисса (на то время еврейское местечко), ныне г. Верхнедвинск (с 1962 г.) (приложение 1).
Родители Рувима Яковлевича были ремесленники. Местные, дриссенские. Отец Янкель Риц – сапожник (работал в сапожной артели), мама – Мера (девичья фамилия Зильбер), домохозяйка. У них было четверо детей. Рувим – младший из них (записано со слов Аллы Рувимовны, дочери Рица Рувима Яковлевича).
Район, в котором родился и вырос Рувим Яковлевич, располагался при впадении реки Дрисса в Западную Двину.
До 1939 года на противоположном берегу Западной Двины находилась Польша, и дети часто играли в пограничников – охраняли рубежи своей страны
2. Дорогами войны
Рувим Риц окончил школу 21 июня 1941 года. Назавтра, в воскресенье, все выпускники собрались в городском парке, где проводились спортивные соревнования. Вдруг стали раздаваться звуки сирен. Над головами летали немецкие самолёты. Началась паника. Один банковский работник даже стрелял по самолётам из пистолета. Люди побежали по домам. В то время по радио выступил Молотов и сообщил, что началась война. Мужчины пошли в военкомат. Началась эвакуация. Семья Рувима Яковлевича Рица оставалась в городе до 3 июля 1941 года. Директор банка, где работала его старшая сестра, дал подводу, и несколько семей отправилось в сторону Невеля. Там сумели сесть в железнодорожный эшелон и уехать на восток – на Урал.
С 6 июля 1941 года по сентябрь 1942 года Риц Рувим Яковлевич вместе с родителями находился в эвакуации в Свердловской области. До призыва в армию работал в колхозе.
В сентябре 1942 г. Рувима Яковлевича призвали в Красную Армию и направили в Свердловское военное училище. Воевал в составе 854-го стрелкового полка 3-го Белорусского фронта. Его место всегда было на наблюдательном пункте передовой, где он подготавливал координаты вражеских целей и направлял огонь. Математические способности действительно помогали точно скорректировать удар.
- Послевоенные годы
В декабре 1946 года демобилизованный офицер Рувим Риц вернулся на родину. Работал ответственным секретарём, затем редактором районной газеты «Патрыёт Радзімы» (сегодня – «Дзвінская праўда»). Рувим Яковлевич Риц, будучи членом районной ветеранской организации, сумел донести до внимания общественности идею, что памятник погибшим узникам гетто на еврейском кладбище должен находиться в центре внимания, что должны возлагаться венки, проводиться траурные мероприятия. В 1952 году Рувим Яковлевич окончил заочно исторический факультет Белорусского государственного университета и перешел с должности редактора районной газеты на педагогическую работу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив архивные документы и материалы Верхнедвинского историко-краеведческого музея, посетив Верхнедвинскую районную библиотеку, ознакомившись со статьями о Рице Рувиме Яковлевиче в сети Internet и получив необходимые сведения у его дочери, я узнал, что Рувим Риц из того легендарного поколения 40-х, чей школьный выпускной бал совпал с началом Великой Отечественной войны. Он был и беженцем, и поднимал взвод в атаку под шквалом вражеского огня. Прошёл с боями всю Беларусь, участвовал и в операции «Багратион», и во взятии Кенигсберга, и воевал с вражеской Японией, и прославлял подвиги солдат и трудовые достижения земляков в послевоенное время.
Насыщенная событиями биография Рувима Яковлевича подтверждает гипотезу исследования, что его жизнь, как представителя белорусского народа, неразрывно связана с историческими событиями страны. Педагог, прошедший войну и внесший неоценимый вклад в сохранение истории родной Верхнедвинщины, в сохранение и увековечивание памяти о героях и мирных жителях, погибших в годы Великой Отечественной войны, воспитавший не одно поколение учеников, которым он передал любовь к изучению истории малой родины, – истинный сын родной Верхнедвинской земли.
В ходе исследования жизненного пути Рица Рувима Яковлевича я пришел к выводу, что он, несомненно, является ярким представителем настоящих патриотов нашей Родины, чьи честь и доблесть – образец служения Отчизне.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПЕРЕЧЕНЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ,
разработанных в 2021-2022 учебном году
№ п/п |
Название |
Вид |
Нитка маршрута |
Краткая характеристика |
1 |
Дороги памяти святые |
пешеходный |
Аг.Борковичи - Бениславский мост-д.Княжицы- д.Ермаки- д.Климовщина-д.Волки (не существует)- д.Терешки-д.Застарины- д.Антоново-д.Грулево- д.Свольно-д.Ахремцы- аг.Волынцы- д.Ковалевщина- аг.Прудинки-д.Дадеки- д.Филиппово-д.Неверово- Ж/д станция -Бениславский- г.Верхнедвинск |
Знакомство с историческими памятниками, знаменательными событиями, фактами из истории района |
2 |
Шагаем тропами Победы |
Вело-пешеходный |
Аг.Борковичи Памятник Героям Великой Отечественной Войны ул. Станционная, 13 – Бениславский мост – аг.Борковичи |
Знакомство с историческими памятниками, знаменательными событиями, фактами из истории |
3 |
Мой выбор – предприятия родного края |
пешеходный |
ГУО «Борковичская детский сад – средняя школа Верхнедвинского района»- Пожарный аварийно-спасательный пост №12- Борковичское лесничество- Железнодорожная станция Борковичи- Станция обезжелезивания агрогородка Борковичи филиал «Новополоцк водоканал» УП «Витебск водоканал»- Борковичская участковая больница |
Знакомство учащихся с различными видами трудовой деятельности на предприятиях и в организациях агрогородка Борковичи , с различными профессиями, требованиями к уровню знаний работников. Участники экскурсии имеют возможность понаблюдать, сравнить технологические процессы, условия труда в различных организациях |
4 |
Дорогами Победы: освобождение Борковичского сельского совета |
Вело-пешеходный |
Аг.Борковичи -д.Новый Двор - д.Громоще Полоцкого района– аг.Борковичи |
Знакомство с историческими памятниками, знаменательными событиями, фактами из истории Борковичского сельского совета и района |