Рекомендации учителям по работе с одарёнными детьми
Начальные классы (I-IV классы):
· Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.
· Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.
· Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.
· Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Учителям нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников.
Средняя ступень (V – VIII классы)/Старшая ступень (IX – XI классы)
· Создавать ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций.
· Разрешение и поощрение множества вопросов.
· Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности.
· Стимулирование ответственности и независимости.
· Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.
· Формировать более разнообразный взгляд на мир.
· Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых.
· Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций. Ребенок должен сам их выработать.
· Не сдерживать инициативу, даже в ущерб урока.
· Научить прослеживать межпредметные связи.
· Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.
· Оказывать поддержку в ситуации успеха.
· Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей.
· При взаимодействии с одаренным ребенком учитель должен проявлять чувство юмора.
· Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком.
· Педагогу необходимо проявлять настойчивость в работе по развитию определенных способностей ребенка.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Одаренные дети. Кто они? Это, прежде всего, - дети, но обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности. Широко распространено мнение о том, что одаренные дети, обладая большими способностями, могут добиваться всего сами. Это не всегда так! Чтобы уменьшить Ваши родительские тревоги и помочь Вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей, следуйте этим ценным советам и рекомендациям. Рекомендации родителям по работе с одаренными детьми Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества: Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности. Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих. Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску. Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству. Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки. Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социоэкономических и образовательных уровней. Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что: Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане. Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Если ребенок задает вопрос, связанный с сексом, родители
дают ответ, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом. Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу; даже если сами могут сделать все быстрее и лучше. Они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес. Рекомендации родителям Дайте ребенку время для размышления и рефлексии. Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации. Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей Избегайте сравнивать детей друг с другом. Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках. Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени. Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов. Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.
Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях. Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем. Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости. Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении. Уважаемые родители! Для успеха и благополучия ребенка необходимы Ваша любовь и поддержка: 1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени. 2. Оценивайте уровень развития ребенка. 3. Избегайте длинных объяснений или бесед. 4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности. 5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. 6. Развивайте в своих детях следующие качества: уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности; понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих; интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску; уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству; привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки; умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устроить её, но, не обсуждая все подробности с ребёнком.
5. Следите, чтобы ваш ребёнок ложился вовремя спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
6. пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
8. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
10. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень крити-
ческим отношением к себе. Помогите ему не утратить веру
в себя.