Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Конкурс руководителей по военно -патриотическому воспитанию

Дата: 17 октября 2024 в 10:59, Обновлено 27 января в 10:43

Аннотация к конкурсной работе

Урок духовности, нравственности, патриотизма

«МУЗЫКА СЕРДЦА»

          Данное мероприятие, урок духовности, нравственности, патриотизма «Музыка сердца», посвящено проблеме духовно-нравственного и патриотического воспитания. 

Духовность – понятие сложное и многогранное. Оно охватывает многие стороны сознания, мышления, убеждений человека, культурное наследие, художественные ценности, обычаи, традиции.  

Под нравственностью мы понимаем общечеловеческие ценности – честность, справедливость, великодушие, добро, патриотизм, чувство ответственности и долга перед семьей, обществом и страной, уважение к истории и своим предкам, милосердие, отзывчивость, человечность, великодушие, щедрость, дружелюбие, этические и моральные нормы и правила, защита окружающей природы.

Патриотизм - это любовь к своей Родине, языку, обычаям, культуре, к своему народу, желание чтить родные традиции, гордость за нацию и победы своей страны.  

               Засилье информационных технологий способствуют проникновению вредных и опасных идеологических течений, поэтому задача всех институтов воспитания, а школы в первую очередь, большое внимание уделять духовности и воспитанию настоящих нравственных и патриотических идеалов у детей и молодежи. Предметом формирования патриотического сознания выступают его базовые элементы: знание истории Отечества, национальной культуры, современных достижений своей страны; отношение к обществу,   культурным традициям и обычаям своего народа, основанное на усвоении личностью патриотических ценностей таких как долг, честь, милосердие , терпимость, решительность и готовность к самопожертвованию во имя своей Родины

 На современном этапе развития общества все более очевидной становится решающая роль морально-психологических факторов в воспитании гражданина, патриота. Эти качества в детях можно и нужно развивать через уроки, воспитательные мероприятия военно-спортивной и духовно-нравственной направленности.

СЦЕНАРНАЯ РАЗРАБОТКА

Урок духовности, нравственности, патриотизма

«Музыка сердца»

Цель: воспитание у учащихся личностных качеств, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, патриотизм, моральную чистоту и физическое совершенство.

Задачи:

-формирование духовно-нравственных ориентиров;

-воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;

-формирование гражданского отношения к Отечеству;

-воспитание чувства патриотизма, сопричастности к истории своей страны, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству; 

-формирование представлений о семейных ценностях;

-формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

Форма проведения: комбинированный урок

Место проведения: библиотека школы

Участники: учащиеся 7-11 классов, классный руководитель 7 класса Конон И.Е., Матюшонок В.П., библиотекарь Димитрович О.А.

Оформление: выставка художественных книг по тематике урока, путеводители по презентации в виде ангелочков, картинок с нотами, билборд, соведущие в костюмах музыкальных нот, видеоматериалы (*https://schools.by/news/66)

Ход урока:

 ( Начинает звучать музыка)

Чтец: По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворной была.

Он душу младую в объятиях нес  

                                                               

Для мира, печали и слез;                                            

И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой…

                                                   (М.Ю. Лермонтов «Ангел»)

Ведущий: Мир полон музыки. Музыка вокруг нас и в нас самих. Трудно понять музыку, когда фальшивит инструмент в оркестре. Людям трудно понять друг друга, когда фальшивит хотя бы одно сердце. Сердца должны звучать чисто!

Сердце звучит чисто, когда человек не таит в нем злобу, дерзость, зависть, ненависть, подлость, высокомерие, праздность, неискренность. Когда сердце человека излучает добро, миролюбие, любовь, значит в нем поселились Ангелы, которые не позволят его струнам фальшивить.

       Музыку своего сердца каждый из нас пишет без черновых вариантов и только один раз.  Но в жизни бывают такие минуты, когда душой овладевают сомнения в правильности своего бытия и, кажется, что даже сердце начинает звучать громче и отчетливей. Это значит, что мы вступаем во Время Решений, когда нужно выбрать правильную дорогу. Кому-то выпадет заснеженная, крутая, изломанная, и он будет брести по ней, опустив голову, еле передвигая ноги, а другой, на этой же дороге, расчистит завалы и пойдет вперед, гордо вскинув голову, и поведет за собой других. И его музыка зазвучит громко и призывно!

        Как скрипичный ключ открывает дверь в мир музыки, так и Ангелы открывают сердца людей для жизни и выстраивают в них, как ноты на нотном стане, духовные и нравственные ценности, которые и делают человека человеком.

(Музыка громче. Девушки с импровизированными нотками по очереди, в зависимости от того какую ноту называет ведущий, подходят к той части выставки, где книги соответствуют значению ноты)

1-й соведущий. Первая нотка – ДО. Добро – это понятие многогранно и включает в себя все лучшие качества человека – великодушие, терпение и терпимость, кротость, незлобие, и многое – многое другое. И если мы будем дарить друг другу добро, то оно непременно вернется к нам, приумножившись в стократ. 

Чтец 1: То ли мы сердцами остываем,

То ль забита прозой голова,

Только мы все чаще забываем

Нежные и милые слова.

Словно в эру плазмы и нейтрона,

Гордый век космических высот,

Нежные слова, как граммофоны,

                                                                

Списаны и отданы в расход.                                                              

Только мы немножечко слукавили

Или что-то около того…

Бранные слова ведь мы оставили,

Сберегли их все до одного.

Впрочем, сколько человек не бегает

Средь житейских бурь и суеты, только сердце все равно потребует

Рано или поздно ДОБРОТЫ.

Не зазря ж оно ему дается.

Как ты не толкай его во мглу,

А оно возьмет и повернется,

Точно компас, к ласке и теплу…

                                                 (Эдуард Асадов)

(демонстрируется видеоролик «Эхо»)*

2-й соведущий: Нота   РЕ. Решимость. Решимость жить в добре, мире и согласии или во лжи, злобе и войне.

Чтец 2. Каждый в ответе за жизнь на планете

Правители, старцы, наивные дети…

Свои у нас цели, и вкусы, и взгляды

На слезы, на радость, на смерть и награды.

Но все же есть качество, в чем мы едины,

В оценке которого нет середины.

Все в качестве этом равны меж собою,

Поэтому, может, не ценим порою,

То, что дала нам с рождения мать,

Что жизнью зовем и должны сохранять-

Свою и чужую!

                                           (Эдуард Зборовский)

1-й соведущий: Нота МИ – милосердие. Милосердие - это особый вид доброты, это милость сердца, жалость, сострадание, забота, внимание внимательность, взаимопомощь и любовь. Милосердие – это не слабость, это – сила. А сила потому, что оно свойственно людям, способным прийти на помощь.

 Чтец 1. Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

                                                                 

В любую минуту, всегда.

И если кому — то, когда — то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря...

Чтец 2. Я хочу рассказать вам притчу о мальчике, который спасал морских звезд.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море.

Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много…  для этой звезды.

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду.

И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной не спасенной звезды.

ЭПИЛОГ: Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.

                                                                (Сэмюэль Джонсон, 1709-1784 г). 

1-й соведущий: Нота ФА – фантазия. Фантазия и творчество – строим будущее, такой лозунг был выдвинут БРСМ. Фантазия   развивает творческие способности, способствует саморазвитию и самореализации. А самое главное дает возможность реализовать свою мечту, даже если кругом все против.

Чтец 1: Вступающим в мир

Говорю наперед:

Железо кузнец, а не молот кует,

Птицу сбивает не дробь, а стрелок,

Хлеб выпекает не печь – хлебопек….

                                                               

Так было и будет; и в атомный век

Не атом владычит, а человек!                               (Л. Щипахина)

2-й соведущий: Нота – СОЛЬ. Сольная партия хороша в музыке, а в жизни лучше подойдет дуэт. Семья – дуэт любящих сердец, который является основой жизни. Только в семье человек может познать истинную веру, обрести надежду и любовь.

Чтец 2: Как три сестры, как три подруги

Надежда, Вера и Любовь.

Они укроют нас от вьюги,

Согреют нашу жизнь и кров.

Наполнят радостью и светом,

Укажут верный, добрый путь,

Помогут мудрым нам советом,

Позволят средь проблем вздохнуть.

Надейтесь, чтобы ни случилось,

Любите, чтобы жить без бед.

И верьте, чтобы сердце билось,

И счастье было много лет!

                                     (Т.  Дементьева)

Демонстрируется видеоклип «Вера. Надежда. Любовь»

1-й соведущий: Нота  ЛЯ. Ляпов быть не должно, мы ведь пишем жизнь без

черновика! Поэтому правило «Не делай другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе», надо усвоить четко и выбросить из своего сердца осуждение и ябедничество, зависть и ложь, воровство и лень, и, конечно же, не допустить в свою жизнь пьянство, наркоманию, безнравственность.

Чтец 2: О, люди, все похожи вы

На прародительницу Еву.

Что вам дано, то не влечет.

Вас непрестанно Змей зовет

К себе, к таинственному древу.

Запретный плод вам подавай,

А без того вам рай не рай.                              (А. С. Пушкин)

Чтец 1: Однако….

Пусть проходят дни, летят года,

Но у них у всех большое сходство:

Не уйдет из моды никогда

                                                                

Кодекс правды, чести, благородства.

Нужно только каждому найти

В жизни неизменные каноны.

Веру в правду смело пронести

Не нарушив строгие законы.

                                    (Е. Евтушенко)

2-й соведущий: Нота СИ. Нам сила от предков дарована, их мудрость величие нам…  Да! Наша сила - в наших традициях, в нашей памяти. А память – она хранит в себе события старины глубокой и нашей современности. Эхом нашей памяти в душе каждого отзывается война.

(демонстрируется видеоролик «За целую жизнь до войны…»)*

1-й соведущий: Нота ДО. Долг. Эразм Роттердамский сказал: «Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются» и долг наш, как родителей, педагогов любить детей. Английская пословица гласит: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя".   Поступая честно, искренне, соблюдая духовно-нравственные каноны мы, взрослые, даем ориентиры для детей. И когда они растут в такой обстановке, то в будущем не заблудятся в сложных житейских лабиринтах и вырастут достойными людьми.

Чтец 2: Проклятье века – эта спешка,

И человек, стирая пот,

По жизни мечется, как пешка,

Попав затравленно в цейтнот.

Поспешно пьют, поспешно любят.

И опускается душа.

Поспешно бью, поспешно губят.

А после каются, спеша.

Но ты хотя б однажды в мире,

Который спит или кипит,

Остановись, как лошадь в мыле,

Почуяв пропасть у копыт.

Остановись на полдороге,

Доверься небу, как судьбе.

Подумай – если не о Боге,

Хотя бы просто о себе.

Под шелест листьев обветшалых,

Под паровозный хриплый крик

Пойми: забегавшийся жалок,

                                                                  

Остановившийся велик.

Есть в нерешительности сила,

Когда по ложному пути

Вперед на ложные светила

Ты не решаешься идти.

Когда тебя толкает злоба

К забвенью собственной души,

К бесчестью выстрела и слова

Не поспеши, не соверши!

Остановись, идя вслепую,

О, население Земли!

Замри, летя из кольта пуля,

И, бомба, в воздухе замри…

О, человек, чье имя свято,

Подняв глаза с молитвой ввысь,

Среди распада и разврата

Остановись, остановись!                                    (Е. Евтушенко)

2-й соведущий: Остановись, подумай и открой свое сердце Ангелу, поверь в его силу, а уж он тебя точно не оставит.

(демонстрируется видеоролик «Анёлы»)*

              

Список используемых источников

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: по состоянию на 1 сент. 2022 г. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022.

2. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.12.2020 № 312)

3. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году»

4. Инструктивно-методическое письмо по организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию

5. Инструктивно-методическое письмо «О дополнительных мерах по совершенствованию военно-патриотического воспитания учащихся в учреждениях общего среднего образования»

6. Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2020–2025 годы

7. Инструкция о порядке проведения республиканского конкурса «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14.06.2024 № 72)

8. Интерактивная платформа патриотического воспитания. Информационный ресурс системы взаимодействия молодежи Республики Беларусь.

9. Памяць: гіст.- дакум. хроніка Верхнядзвінскага раёна. У 2 кн. – Мн.: ”Паліграфафармленне“, 2000.

10. httpsu://www.psu.by официальный сайт ГУО «Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой»

11. https://schools.by/news/66 официальный сайт ГУО «Борковичская средняя школа Верхнедвинского района»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.