ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ
«Изучаем природу родного края»
Автор: Зубарик Елена Николаевна, учитель химии и биологии ГУО «Борковичская д/с- сш Верхнедвинского района»
Цель экскурсии:
формирование бережного отношения к природе Беларуси.
Задачи экскурсии:
- показать роль и значение природы, окружающей среды в жизни человека;
- воспитывая любовь и бережное отношение к природе, быть активным и сознательным участником мероприятий по сохранению природы;
- развивать познавательный интерес к изучению природы;
- способствовать развитию наблюдательности, воображения;
- способствовать эстетическому воспитанию, умению видеть прекрасное в окружающей природе.
Тип экскурсии: природоведческая, пешеходная.
Продолжительность: 2,5 часа.
Протяженность: 6 км.
Маршрут экскурсии: место встречи с группой – ул. Железнодорожная 20 – ул. Железнодорожная – ул. Совхозная – спуск к реке Дрисса – луг на берегу реки – подъем с р. Дрисса – ул. Совхозная – ул. Железнодорожная – ул. Железнодорожная 20.
Общие организационные и методические указания:
- экскурсоводу необходимо уметь выбрать для показа самые удобные и живописные точки, продумать, как наиболее красочно и точно описать объект или явление природы, чтобы вызвать у учащихся интерес и желание оберегать увиденную красоту;
- особенность природоведческих экскурсий в том, что местом ее проведения является природа и сами дети вступают с ней в непосредственный контакт;
- экскурсовод должен умело подвести ребят к выводам, что в природе ничего не существует обособленно, все ее элементы взаимообусловлены, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному виду животных или растений, немедленно вызывает изменение условий жизни для других. Поэтому не следует нарушать сложившееся в природе равновесие.
- предупреждать детей о правилах поведения на дороге, около водоема, о соблюдении правил безопасности
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАРШРУТА
«Изучаем природу родного края»
Маршрут экскурсии |
Объекты показа |
Время (мин.) |
Наименование подтем. Основные вопросы |
Организационные и методические указания |
Начало экскурсии Борковичская д-с с.ш. (ул. Железнодорожная 20) |
Место сбора группы |
15 мин. |
Дать общие сведения о:
|
Установить эмоционально-психологический контакт с группой. Ярким вступлением помочь настроиться на экскурсию. Сообщить тему экскурсии, ее маршрут и продолжительность, место и время окончания экскурсии. |
Дорога по ул. Железнодорожной и ул. Совхозной, спуск к реке Дрисса |
По ходу движения |
30 мин. |
Природа – среда проживания человека, источник энергетических и сырьевых ресурсов. Охрана природы – одна из важнейших задач государства и каждого человека. |
Рассказ с использованием цитат известных писателей и поэтов о природе и ее значении для человека (К. Паустовский, Л. Леонов, С. Есенин) |
Река Дрисса |
Луг на берегу реки Дрисса |
40 мин. |
География реки. Флора и фауна реки и луга. Видовое разнообразие. |
Дать краткую характеристику рек Беларуси и полную - р. Дрисса. Дать описание рек и озер, расположенных в бассейне реки Западная Двина. Использовать методический прием характеристики, кратко рассказать о формировании флоры и фауны. При рассказе использовать наглядные материалы о растениях, занесенных в Красную книгу. Группу разместить полукругом на тропинке у реки на расстоянии 4-5 метров от берега. Предупредить, что к воде подходить опасно. Дать описания редких растений. |
Подъём от р.Дрисса, знакомая экскурсантам дорога, приводит к началу маршрута- в школу. |
30 мин. |
Обратить внимание экскурсантов на поврежденные бобрами деревья и рассказать о причинах их близкого соседства с человеком. |
||
Заключение. Подвести итог экскурсии. Ответить на вопросы. . |
Ребята увидели великую силу природы, а также и ее хрупкость. Они задумались о необходимости уважительного к ней отношения и невмешательства в ее процессы. Есть надежда, что после участия в экскурсии у многих сформируется любовь и бережное отношение к родной природе и возникнет желание познания ее тайн. |