Экскурсионный маршрут «Тропинками малой родины»
Автор: учитель русского языка и литературы Алексюн Ж. М.
Цель экскурсии: формирование у учащихся гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств через приобщение к историко-культурным ценностям родного края.
Задачи экскурсии: массовое вовлечение учащихся в культурно-познавательную деятельность, направленную на получение и сохранение знаний об историко-культурных достопримечательностях малой родины; формирование моральной культуры и гражданских качеств; формирование ценностного отношения к историко-культурным памятникам, уважения и гордости за историко-культурное наследие малой родины.
Вид экскурсии: автобусно-пешеходная
Продолжительность экскурсии: 4 ч. 10 мин., из них:
3 ч. 10 мин. непосредственного ведения экскурсии;
1 ч. перемещение на автобусе аг. Борковичи – г. Верхнедвинск; г. Верхнедвинск – аг. Борковичи
Маршрут экскурсии: место встречи с группой по адресу : Витебская обл., Верхнедвинский район, аг. Борковичи, ул. Железнодорожная, 20
(ГУО «Борковичская ДС-СШ» ).
Г. Верхнедвинск: река Двина→ церковь Святого Николая → костел Рождества Пресвятой Девы Марии→ историко-краеведческий музей →обелиск в память о столетии Отечественной войны 1812 года →мемориальный комплекс "Стена памяти".
Общие организационные указания: во время экскурсии строго следить за соблюдением правил безопасности участниками экскурсии, правил дорожного движения, инструктировать экскурсантов о соблюдении норм безопасности при осмотре объектов.
Вступление к экскурсии: организационное вступление сделать при встрече с группой до начала движения, представиться группе, оговорить необходимые организационные вопросы и напомнить о правилах поведения во время экскурсии и нормах безопасности; в информационной части вступления кратко сообщить о теме и основных объектах экскурсии; настроить экскурсантов на восприятие предстоящей экскурсии и установить с ними эмоционально-психологический контакт; продолжительность вступления 5 минут;
Заключение. Заключение сделать у мемориальный комплекс "Стена памяти». Здесь провести мысль о неразрывной связи прошлого и настоящего. Продолжительность заключения – 5 минут.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАРШРУТА
« ТРОПИНКАМИ МАЛОЙ РОДИНЫ»
Маршрут экскурсии |
Объекты показа |
Время/ Мин. |
Наименование подтем и перечень основных вопросов |
Организационные вопросы |
Методические указания |
Начало экскурсии: ГУО «Боркович- ская ДС-СШ» Река Двина и пляж улица Гагарина, 9 улица Кочкаря, 8 ул. Ленинградская, д. 43 улица Советская, в сквере д. Янино Возвращение к ГУО «Боркович- ская ДС-СШ» |
Место сбора группы: площадка перед школой Река Двина и пляж Церковь Святого Николая Костел Рождества Пресвятой Девы Марии
Обелиск в память о столетии Отечественной войны 1812 года. Мемориальный комплекс "Стена памяти" |
5 мин. 20 25 25 50 25 40 |
Общие сведения о районном центре, о реке Церковь Николая Чудотворца была построена в 1819 году, в стиле классицизма. После революции храм закрыли, а всю церковную утварь разграбили. В настоящее время церковь действующая Костел Рождества Девы Марии построен в 1809 году, спустя 60 лет перестроен. Частично разрушен в 1917, восстановлен в начале 90-х годов. Знакомство с историей края посредством обзорной экскурсии по музею: от истоков реки Дриссы (Дрысы), давшей первоначальное название городу, до широких берегов Западной Двины, от первых городищ до современности Гранитный обелиск установлен в 1912 году в память Великой Отечественной войны 1812 года. Рядом с городом находился Дрисский лагерь русских войск со штабом армии генерала М.Б. Барклая-де-Толли Мемориальный комплекс , открытый в 1977 году, посвящен жертвам фашизма, сожженным деревням, воинам-освободителям и землякам. Представляет из себя восьмиметровую скульптурную группу – старик и девушка, шесть массивных железобетонных пилонов, на торцах которых высечены сведения о потерях района в Великую Отечественную войну, названия 426 сожженных деревень Верхнедвинщины, а вдоль Аллеи скорби, ведущей к монументу, в память о погибших земляках выложены груды камней. |
Сообщение темы экскурсии и порядка передвижения по маршруту. Знакомство с правилами поведения во время экскурсии, мерами безопасности. Дать общие сведения о районном центре, о реке Группа располагается полукругом Группа располагается полукругом Группа проходит в музей, распологается полукругом не более чем в два ряда.Знакомство с правилами поведения в музее. Предоставить время для самостоятельного просмотра экспозиций. Группа слушает сообщение, прогуливается по скверу. Группа располагается полукругом. |
Установить эмоционально-психологический контакт с группой. Ярким вступлением помочь настроиться на экскурсию. Познакомить с целью и задачами экскурсии. Стоя спиной к реке, произнести вступительную часть, используя стихотворения А. Буболы, Э Зубрицкого. Ярким, образным выступлением вызвать заинтересованность к излагаемому материалу, к тематике экскурсии. Использовать приемы исторической справки, рассказа: описания, приемы показа. Беседа с церковнослужителем (по возожности) Использовать приемы исторической справки, рассказа: описания, приемы показа. Беседа с церковнослужителем (по возожности) Использовать приемы показа (наглядность) и рассказа (экскурсионной справки) Использовать приемы исторической справки, рассказа: описания, приемы показа. Вспомнить стихотворение М. Лермонтова «Бородино» Использовать приемы исторической справки, рассказа. Предусмотреть возможность экскурсантам поделиться своими знаниями о военных действиях и фашистском оккупационном режиме. Вспомнить литературные произведения военной тематики. |