актуальная информация о "Родительском университете"
ГУДОВ "Витебский областной институт развития образования
ПОЛОЖЕНИЕ
о родительском университете
ГУО «Борковичская средняя школа Верхнедвинского района»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.
1.2.Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
1.3.Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
1.4.Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.
1.5.Работу родительского университета организуют классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный, привлекая ресурсы района (кадровые и информационные).
1.6.Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по основной деятельности, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.
2. Цели, задачи и направления деятельности Центра, ступени реализации и формы проведения занятий
2.1. Целью создания родительского университета является:
создание условий, способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».
2.2. Задачи:
- построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
- организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);
- повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
- повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;
- пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
- содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;
- формировать ценностно-смысловые основы родительства;
- актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания(формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2.3. Основные направления деятельности родительского университета
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
- организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
- построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
- трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
- взаимодействие с другими родительскими университетами.
2.4. Три ступени в реализации родительского университета
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
2.5. Формы проведения занятий
- традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
3. Условия, порядок создания и управление родительским университетом
3.1. Условия создания родительского университета:
создается на базе ГУО «Борковичская средняя школа Верхнедвинского района»;
создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;
координирует деятельность родительского университета заместитель директора по основной деятельности, в случае его отсутствия директор учреждения образования;
реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;
за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;
занятия проводятся один раз в четверть;
родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;
на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;
поочерёдно один из параллели классный руководитель назначается ответственным за размещение тематической информации в рамках родительского университета на официальном интернет -сайте школы в подразделе «Родительский университет" ;
3.2. Координатор родительского университета:
- несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;
- координирует деятельность родительского университета;
- осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-психологами;
- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;
- ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;
- в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.
3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.
3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.
3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.
3.7.Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.
4. Структура родительского университета.
4.1.Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.
4.2.Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерные классы, методические кабинеты, библиотеки и др.
4.3.Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.
5. Документация
- приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;
- Положение о родительском университете;
- план работы на учебный год;
- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).
6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА на 2024-2025 учебный год
-
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
Сроки проведения
Форма проведения
Ответственные
1
1-е классы
1.1
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.
сентябрь
лекция/ практикум/ вебинар
классный руководитель, педагог-психолог
1.2
Тема 2. Режим дня школьника.
ноябрь
беседа/ практикум/ мастер-класс
классный руководитель
1.3
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.
январь
круглый стол/ дискуссия/ форум
классный руководитель
1.4
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.
апрель
семинар-практикум/психологический тренинг
педагог-психолог
2
2-е классы
2.1
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.
октябрь
беседа/ семинар-практикум/ вебинар
классный руководитель
2.2
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.
декабрь
круглый стол/ семинар-практикум/ вебинар
классный руководитель, медицинский работник
2.3
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.
февраль
лекция/ семинар-практикум/психологический тренинг
педагог-психолог, педагог социальный
2.4
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.
май
круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-класс
классный руководитель
3
3-е классы
3.1
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.
сентябрь
беседа/ семинар-практикум/ вебинар
классный руководитель
3.2
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.
декабрь
лекция/ семинар-практикум/ мастер-класс
педагог-психолог
3.3
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.
январь
беседа/ дискуссия/ практикум
педагог социальный, медицинский работник
3.4
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.
апрель
семинар-практикум/психологический тренинг
педагог-психолог, педагог социальный
4
4-е классы
4.1
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.
сентябрь
лекция/ вебинар
педагог-психолог,
медицинский работник
4.2
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.
декабрь
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум
классный руководитель, педагог социальный
4.3
Тема 3. Ребенок и компьютер.
февраль
конференция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум
педагог-психолог, классный руководитель
4.4
Тема 4. Книги в жизни школьника.
май
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар
классный руководитель
-
для родителей учащихся I-IV классов
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
Сроки проведе
ния
Форма проведения
Ответственные
1
5-е классы
1.1
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.
сентябрь
семинар-практикум/ вебинар
классный руководитель, педагог-психолог
1.2
Тема 2. Ребенок среди сверстников
ноябрь
круглый стол/ беседа/ семинар-практикум
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный
1.3
Тема 3. Ваш ребенок вырос.
февраль
лекция/ беседа/ вебинар
педагог-психолог, педагог социальный
1.4
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.
май
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар
классный руководитель,
педагог социальный
2
6-е классы
2.1
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.
сентябрь
лекция/ беседа/ вебинар
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель
2.2
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.
декабрь
семинар-практикум/ вебинар/ психологический тренинг
педагог-психолог, классный руководитель
2.3
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.
март
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/
педагог-психолог, классный руководитель
2.4
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.
май
конференция/ семинар-практикум/ вебинар
педагог социальный, медицинский работник
3
7-е классы
3.1
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.
сентябрь
лекция/ беседа/ вебинар
педагог-психолог, медицинский работник
3.2
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.
ноябрь
круглый стол/ беседа/ вебинар
педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних
3.3
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста
февраль
конференция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум
педагог социальный, педагог-психолог
3.4
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.
апрель
беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг
классный руководитель,
педагог-психолог
4
8-е классы
4.1
Тема 1. Жизненные цели подростков.
октябрь
лекция/ беседа/ вебинар
педагог-психолог, педагог социальный
4.2
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.
декабрь
конференция/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг
педагог-психолог,
педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних
4.3
Тема 3. Осторожно: суицид.
март
беседа/ семинар-практикум/ вебинар
педагог-психолог, педагог социальный
4.4
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.
май
круглый стол/ конференция/ семинар-практикум/
педагог-психолог, социальный педагог,
классный руководитель
5
9-е классы
5.1
Тема 1. Портрет современного подростка.
сентябрь
лекция/ конференция/ вебинар
педагог-психолог, классный руководитель, медицинский работник
5.2
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.
ноябрь
беседа/ семинар-практикум/ вебинар
педагог-психолог,
педагог социальный
5.3
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.
февраль
лекция/ беседа/ семинар-практикум
педагог-психолог, классный руководитель,
педагог социальный
5.4
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?
апрель
конференция/ форум/ семинар-практикум/ вебинар
педагог-психолог, социальный педагог,
классный руководитель
для родителей учащихся V-IX классов
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
Сроки проведения
Форма проведения
Ответственные
1
10-е классы
1.1
Тема 1. Здоровье - это жизнь.
сентябрь
лекция/ беседа/ семинар-практикум/ вебинар
педагог социальный, медицинский работник
1.2
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.
ноябрь
круглый стол/ дискуссия
педагог-психолог, медицинский работник
1.3
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.
февраль
беседа/ круглый стол/ вебинар
педагог-психолог,
педагог социальный
1.4
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?
апрель
круглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг, вебинар
классный руководитель,
педагог-психолог
2
11-е классы
2.1
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?
октябрь
семинар-практикум/ форум/ вебинар
педагог-психолог, классный руководитель
2.2
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?
декабрь
конференция/ беседа/ практикум
педагог-психолог, педагог социальный
2.3
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.
март
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар
педагог социальный, классный руководитель
2.4
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?
май
семинар-практикум/ мастер-класс/ психологический тренинг
классный руководитель,
педагог-психолог,
медицинский работник
для родителей учащихся X-IX классов