Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Родительский университет

Дата: 4 ноября 2020 в 22:50, Обновлено 27 мая в 20:12

Родительский университет 

актуальная информация о "Родительском университете"

ГУДОВ "Витебский областной институт развития образования

ПОЛОЖЕНИЕ

о родительском университете

ГУО «Борковичская средняя школа Верхнедвинского района»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.

1.2.Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3.Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4.Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5.Работу родительского университета организуют классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный, привлекая ресурсы района (кадровые и информационные).

1.6.Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по основной деятельности, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.

2. Цели, задачи и направления деятельности Центра, ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью создания родительского университета является:

создание условий, способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

2.2. Задачи:

  • построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
  • организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);
  • повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
  • повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;
  • пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
  • содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;
  • формировать ценностно-смысловые основы родительства;
  • актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания(формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2.3. Основные направления деятельности родительского университета

  • организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
  • правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
  • психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
  • гражданское: о путях развития образования, школы.
  • консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
  • научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
  • расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
  • организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
  • построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
  • трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
  • взаимодействие с другими родительскими университетами.

2.4. Три ступени в реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

2.5. Формы проведения занятий

  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

3. Условия, порядок создания и управление родительским университетом

3.1. Условия создания родительского университета:

создается на базе ГУО «Борковичская средняя школа Верхнедвинского района»;

создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;

координирует деятельность родительского университета заместитель директора по основной деятельности, в случае его отсутствия директор учреждения образования;

реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

занятия проводятся один раз в четверть;

родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;

поочерёдно один из параллели классный руководитель назначается ответственным за размещение тематической информации в рамках родительского университета на официальном интернет -сайте школы в подразделе «Родительский университет" ;

3.2. Координатор родительского университета:

- несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;

- координирует деятельность родительского университета;

- осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-психологами;

- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;

- ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;

- в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.

3.7.Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

4. Структура родительского университета.

4.1.Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

4.2.Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерные классы, методические кабинеты, библиотеки и др.

4.3.Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.

5. Документация

- приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;

- Положение о родительском университете;

- план работы на учебный год;

- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

  •  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  • РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА на 2024-2025 учебный год
  • I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

    для родителей учащихся I-IV классов

    Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

    Сроки проведения

    Форма проведения

    Ответственные

    1

    1-е классы

    1.1

    Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

    сентябрь

    лекция/ практикум/ вебинар

    классный руководитель, педагог-психолог

    1.2

    Тема 2. Режим дня школьника.

    ноябрь

    беседа/ практикум/ мастер-класс

    классный руководитель

    1.3

    Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

    январь

    круглый стол/ дискуссия/ форум

    классный руководитель

    1.4

    Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

    апрель

    семинар-практикум/психологический тренинг

    педагог-психолог

    2

    2-е классы

    2.1

    Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

    октябрь

    беседа/ семинар-практикум/ вебинар

    классный руководитель

    2.2

    Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

    декабрь

    круглый стол/ семинар-практикум/ вебинар

    классный руководитель, медицинский работник

    2.3

    Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

    февраль

    лекция/ семинар-практикум/психологический тренинг

    педагог-психолог, педагог социальный

    2.4

    Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

    май

    круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-класс

    классный руководитель

    3

    3-е классы

    3.1

    Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

    сентябрь

    беседа/ семинар-практикум/ вебинар

    классный руководитель

    3.2

    Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

    декабрь

    лекция/ семинар-практикум/ мастер-класс

    педагог-психолог

    3.3

    Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

    январь

    беседа/ дискуссия/ практикум

    педагог социальный, медицинский работник

    3.4

    Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

    апрель

    семинар-практикум/психологический тренинг

    педагог-психолог, педагог социальный

    4

    4-е классы

    4.1

    Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

    сентябрь

    лекция/ вебинар

    педагог-психолог,

    медицинский работник

    4.2

    Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

    декабрь

    круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум

    классный руководитель, педагог социальный

    4.3

    Тема 3. Ребенок и компьютер.

    февраль

    конференция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум

    педагог-психолог, классный руководитель

    4.4

    Тема 4. Книги в жизни школьника.

    май

    круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

    классный руководитель

                                                                

  •                                                ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

  • для родителей учащихся I-IV классов

     

     ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

    II ступень – «Мой ребенок – подросток»

    для родителей учащихся V-IX классов

    Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

    Сроки проведе

    ния

    Форма проведения

    Ответственные

    1

    5-е классы

    1.1

    Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

    сентябрь

    семинар-практикум/ вебинар

    классный руководитель, педагог-психолог

    1.2

    Тема 2. Ребенок среди сверстников

    ноябрь

    круглый стол/ беседа/ семинар-практикум

    классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

    1.3

    Тема 3. Ваш ребенок вырос.

    февраль

    лекция/ беседа/ вебинар

    педагог-психолог, педагог социальный

    1.4

    Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

    май

    круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

    классный руководитель,

    педагог социальный

    2

    6-е классы

    2.1

    Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

    сентябрь

    лекция/ беседа/ вебинар

    педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель

    2.2

    Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

    декабрь

    семинар-практикум/ вебинар/ психологический тренинг

    педагог-психолог, классный руководитель

    2.3

    Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

    март

    круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ 

    педагог-психолог, классный руководитель

    2.4

    Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

    май

    конференция/ семинар-практикум/ вебинар

    педагог социальный, медицинский работник

    3

    7-е классы

    3.1

    Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

    сентябрь

    лекция/ беседа/ вебинар

    педагог-психолог, медицинский работник

    3.2

    Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

    ноябрь

    круглый стол/ беседа/ вебинар

    педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних

    3.3

    Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

    февраль

    конференция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум

    педагог социальный, педагог-психолог

    3.4

    Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

    апрель

    беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг

    классный руководитель,

    педагог-психолог

    4

    8-е классы

    4.1

    Тема 1. Жизненные цели подростков.

    октябрь

    лекция/ беседа/ вебинар

    педагог-психолог, педагог социальный

    4.2

    Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

    декабрь

    конференция/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг

    педагог-психолог,

    педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних

    4.3

    Тема 3. Осторожно: суицид.

    март

    беседа/ семинар-практикум/ вебинар

    педагог-психолог, педагог социальный

    4.4

    Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

    май

    круглый стол/ конференция/ семинар-практикум/

    педагог-психолог, социальный педагог,

    классный руководитель

    5

    9-е классы

    5.1

    Тема 1. Портрет современного подростка.

    сентябрь

    лекция/ конференция/ вебинар

    педагог-психолог, классный руководитель, медицинский работник

    5.2

    Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

    ноябрь

    беседа/ семинар-практикум/ вебинар

    педагог-психолог,

    педагог социальный

    5.3

    Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

    февраль

    лекция/ беседа/ семинар-практикум

    педагог-психолог, классный руководитель,

    педагог социальный

    5.4

    Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассниковКак помочь подростку выбрать профессию?

    апрель

    конференция/ форум/ семинар-практикум/ вебинар

    педагог-психолог, социальный педагог,

    классный руководитель

                                                              ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

    для родителей учащихся V-IX классов

     

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

    III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

    для родителей учащихся X-XI классов

    Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

    Сроки проведения

    Форма проведения

    Ответственные

    1

    10-е классы

    1.1

    Тема 1. Здоровье - это жизнь.

    сентябрь

    лекция/ беседа/ семинар-практикум/ вебинар

    педагог социальный, медицинский работник

    1.2

    Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

    ноябрь

    круглый стол/ дискуссия

    педагог-психолог, медицинский работник

    1.3

    Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

    февраль

    беседа/ круглый стол/ вебинар

    педагог-психолог,

    педагог социальный

    1.4

    Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

    апрель

    круглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг, вебинар

    классный руководитель,

    педагог-психолог

    2

    11-е классы

    2.1

    Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

    октябрь

    семинар-практикум/ форум/ вебинар

    педагог-психолог, классный руководитель

    2.2

    Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

    декабрь

    конференция/ беседа/ практикум

    педагог-психолог, педагог социальный

    2.3

    Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

    март

    круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

    педагог социальный, классный руководитель

    2.4

    Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

    май

    семинар-практикум/ мастер-класс/ психологический тренинг

    классный руководитель,

    педагог-психолог,

    медицинский работник

     

    ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

    для родителей учащихся X-IX классов

     

     

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.