Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ

Дата: 21 октября 2020 в 22:36, Обновлено 28 июня 2023 в 14:42

Вступил в силу для Белорусской ССР 23 марта 1976 года

Статья 21

Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям,

кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Законы о митингах в странах G8: какие бывают санкции и ограничения

В индустриально развитых государствах, имеющих многовековую протестную историю, очень строго различают организаторов массовых акций и участников уличных беспорядков

Страны «восьмерки» очень четко разграничивают организаторов - и провокаторов, законопослушных демонстрантов - и погромщиков. Суровые репрессивные меры направлены против тех, кто учиняет беспорядки на улицах. А наказания, предусмотренные для организаторов митингов, не столь существенны и касаются в основном нарушений правил проведения демонстраций.

Великобритания

Основным законом, регулирующим проведение шествий и демонстраций в Великобритании, является Закон об охране общественного порядка в редакции от 1986 года.

Согласно его положениям, проведение уличных мероприятий санкционируется полицией. Организаторы обязаны обратиться в территориальный полицейский участок с заявлением не менее чем за шесть рабочих дней до начала мероприятия. В уведомлении необходимо указать дату, место и время проведения акции, маршрут движения, фамилии и адреса организаторов.

Самые суровые наказания - до 10 лет тюрьмы - предусмотрены для участников массовых беспорядков. Провокации и подстрекательства к насилию наказываются сроком до 6 месяцев или штрафом до ₤5000, причем речь в данном случае идет не об организаторах, а об участниках, уличенных в противоправных действиях. Санкции для организаторов наступают, когда речь идет о нарушениях¸ касающихся порядка проведения мероприятий - в частности, нарушении установленных сроков подачи уведомления, несогласованном изменении даты, времени и маршрута шествия. В этих случаях организаторы могут быть наказаны тюремным заключением на срок до 3 месяцев или штрафом, не превышающим ₤1000.

Германия

Уличные демонстрации и митинги в Германии проводятся в соответствии с федеральным законом «О собраниях и шествиях» в редакции 1978 года.

Этот документ устанавливает уведомительный порядок проведения подобных мероприятий. Более того, законодательство ФРГ допускает возможность проведения стихийных митингов, если их возникновение обусловлено недавно произошедшими событиями. Уведомление о готовящемся митинге подается в местный полицейский участок не позднее чем за двое суток до начала мероприятия. В уведомлении должна быть указана цель демонстрации и данные ответственных лиц.

Серьезные наказания в виде лишения свободы на срок до 1 года организаторам грозят только в том случае, когда они проводят заранее спланированное мероприятие без уведомления. В случае когда нарушен заявленный порядок проведения шествия, организатор наказывается штрафом или лишением свободы сроком до 6 месяцев.

Примечательно, что законом специально оговорено, что если руководитель мероприятия не в состоянии добиться исполнения своих распоряжений, он обязан объявить о прекращении демонстрации. С этого момента все, кто не подчинился требованиям организаторов, попадают под определение «лица, действующего против общественного порядка» и несут ответственность вплоть до уголовной.

Италия

Согласно Конституции Италии, граждане имеют право собираться мирно и без оружия в любом месте, включая открытые для публики. Но если речь идет о демонстрациях и митингах в общественных местах, то порядок их организации регулируется Законом об охране общественного порядка от 1975 года.

Согласно этому документу, организаторы обязаны уведомлять местное полицейское управление о планирующемся мероприятии минимум за три дня до его проведения. Параметры заявки вполне стандартны для европейских стран: в ней должны быть указаны организаторы, цели и характер манифестации, время, место и маршрут, состав и число участников.

Организаторам несанкционированных митингов, согласно итальянскому законодательству, может грозить наказание в виде штрафа (максимальный размер которого не ограничен: особо отличившимся демонстрантам, нанесшим материальный ущерб городской или частной собственности, суд может назначить штраф, соразмерный нанесенному ущербу) или лишения свободы на срок от 1 до 12 месяцев. На участников массовых беспорядков распространяется уголовное законодательство Италии.

Канада

Последние события вокруг канадских законов, регулирующих правила проведения митингов, очень показательны. В Канаде, как и в США, вопрос организации демонстраций находится в ведении местных властей. Согласно

закону о проведении массовых акций, наказуемым становится любой призыв к протестам в учебных заведениях, а о проведении массовых мероприятий необходимо уведомлять власти не менее чем за 8 часов до их начала.

Кроме того, закон запрещает проводить любые массовые собрания ближе чем в 50 м от учебных заведений и предусматривает значительные штрафы для нарушителей: частные лица - от 1000 до 5000 канадских долларов, лидеры студенческих организаций - от 7000 до 35 000 канадских долларов, для самих студенческих организаций - от 25 000 до 125 000 канадских долларов.

США

В США законодательные требования к проведению митингов и манифестаций находятся в ведении властей штатов. Например, в Нью-Йорке заявку на проведение митинга надо подавать за 45 дней, в Лос-Анджелесе - за 40, а в Вашингтоне - не менее чем за 15. В некоторых городах запрещено проведение митингов в непосредственной близости от правительственных и административных зданий. Где-то существуют ограничения протяженности маршрута шествия, а где-то, чтобы получить разрешение, придется заплатить $300. Несанкционированные акции подпадают под определение «публичные беспорядки», ставящие под угрозу общественное спокойствие. У полиции в таком случае есть право разгонять манифестации и арестовывать наиболее активных участников.

Максимальное наказание, которое может грозить участникам несанкционированных демонстраций - 10 лет лишения свободы. Но это только в том случае, если они участвовали в беспорядках с оружием. В подавляющем большинстве случаев митингующие отделываются административными штрафами за создание помех для прохода людей и проезда транспорта, максимальный размер которого составляет $3000. Хотя в отдельных штатах, например в Техасе, за подобные действия можно угодить в тюрьму на срок до 6 месяцев.

Франция

Порядок проведения демонстраций устанавливает Декрет-Закон 1935 года в редакции 2000 года. Согласно ему, организаторы должны подавать заявку на проведение митинга в мэрию или префектуру полиции не позднее чем за 3 дня и не раньше чем за 15 дней до начала митинга. В уведомлении должны быть указаны имена и адреса организаторов, место, время проведения, ожидаемое число участников, маршрут движения.

Для тех, кто не хочет уведомлять местные власти о своих планах, предусмотрены наказания в виде заключения до 6 месяцев и штрафа до €7500. Если же в ходе несанкционированной акции нарушается общественный порядок, то в силу вступает Уголовный кодекс Франции. Согласно ему, максимальные санкции предусмотрены для вооруженных участников акции: до 5 лет тюрьмы и €75 000 штрафа. Для тех, кто скрывал свое лицо во время погромов, - 3 года тюрьмы и €45 000 штрафа. Все остальные погромщики могут отделаться сроком до 1 года и €15 000 штрафа.

Япония

Порядок проведения шествий и митингов в Японии устанавливается «постановлениями об общественной безопасности» муниципальных органов власти. Практически все они имеют стандартный набор требований к организаторам митинга. Подавать заявку в префектуры необходимо за несколько дней до начала акции, в уведомлении необходимо указать имя и адрес организатора, место, время и маршрут шествия, число участников, преследуемые цели, названия движений и организаций, которые планируют принять участие в мероприятии.

Организаторы несут ответственность за недостоверность поданных сведений или несоблюдение заранее оговоренных требований по проведению уличной акции. За такой проступок их ждут принудительные работы сроком до 1 года или штраф до 50 000 иен. Несанкционированные митинги в Японии пресекаются полицией, а уголовную ответственность митингующие несут только в случае участия в массовых беспорядках и применении насилия.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

30 декабря 1997 г. №114-З

(в ред. Законов Республики Беларусь от 08.11.2011 №308-З, от 17.07.2018 №125-З)

массовое мероприятие - собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие;

иное массовое мероприятие - спортивно-массовое, культурно-зрелищное, иное зрелищное или культурное мероприятие, религиозное мероприятие, проводимые в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении;

собрание - совместное присутствие граждан в заранее определенном месте под открытым небом либо в помещении в установленное время, собравшихся для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы;

митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы;

уличное шествие - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста;

демонстрация - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади, в том числе с использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким-либо

проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств;

пикетирование - публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств. К пикетированию приравнивается совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте (в том числе под открытым небом) в установленное время для совершения заранее определенного деяния, организованное (в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети) для публичного выражения своих общественно-политических интересов или протеста;

Организаторами мероприятия, в котором предполагается участие до 1000 человек, могут выступать граждане Республики Беларусь, свыше 1000 человек - только политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь либо государственные органы.

Заявление о проведении массового мероприятия подается в исполком за 15 дней до даты его проведения с указанием даты, цели, вида, места проведения, источников финансирования массового мероприятия, маршрута движения.

Массовое мероприятие может проводиться в любых пригодных местах, за исключением мест, определенных исполкомом, на объектах общественного транспорта, вблизи от зданий органов государственного управления и т.д.

Запрещается:

- проведение массовых мероприятий для пропаганды войны или экстремистской деятельности;

- привлекать к участию в них граждан за материальное вознаграждение;

- препятствовать движению транспорта и пешеходов, функционированию организаций;

- воздействовать в любой форме на сотрудников органов внутренних дел в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка;

- иметь при себе оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы

Ответственность:

Статья 23.34 КоАП. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий 1. Нарушение установленного порядка проведения массового мероприятия участником -

влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин (при повторном нарушении 20-50 б/в, при совершении за вознаграждение 30-50 б/в), или административный арест.

2. Нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия, а равно публичные призывы к их организации или проведению, совершенные организатором таких мероприятий, -

влекут наложение штрафа в размере от 20 до 40 базовых величин (при повторном нарушении 20-50 б/в, при выплате вознаграждения 40-50 б/в) или административный арест, а на юридическое лицо - от 20 до 100 базовых величин.

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Статья 293. Массовые беспорядки

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

2. Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Статья 339. Хулиганство

1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство), -

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на срок до 3 лет.

2. Хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), -

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на срок от одного года до 6 лет. 3. Действия, предусмотренные ч.ч.1 или 2, совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ, взрывных устройств или предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, либо совершенные с угрозой их применения, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (особо злостное хулиганство) -

наказываются ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Статья 361. Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь

1. Публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, -

наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3 лет.

2. Призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления -

наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3 лет. 3. Действия, предусмотренные ч.ч.1 или 2, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, -

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Гражданский кодекс

Статья 933. Общие основания ответственности за причинение вреда

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя.

3. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законодательством.

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Статья 32. Основные обязанности обучающихся

1. Обучающиеся обязаны:

1.1. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

1.2. заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях;

1.4. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

1.5. бережно относиться к имуществу учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

2. Иные обязанности обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Статья 126. Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности

1. Основаниями для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) (дисциплинарный проступок), в виде следующих действий (бездействия):

1.1. опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия (занятия);

1.2. нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;

1.3. несоблюдения в период прохождения практики (производственного обучения) режима рабочего времени, определенного правилами внутреннего трудового распорядка соответствующей организации;

1.4. неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;

1.5. оскорбления участников образовательного процесса;

1.6. распространения информации, наносящей вред здоровью обучающихся;

1.7. порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования;

1.8. несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;

1.9. распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) либо появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

1.10. курения (потребления) табачных изделий в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность);

1.11. иных противоправных действий (бездействия).

2. Не признается дисциплинарным проступком деяние, соответствующее критериям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, совершенное обучающимся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

3. За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.

Статья 127. Возраст, по достижении которого наступает дисциплинарная ответственность

1. К дисциплинарной ответственности привлекаются обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а обучающийся из числа лиц с особенностями психофизического развития - семнадцати лет.

Статья 128. Меры дисциплинарного взыскания

1. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

1.1. замечание;

1.2. выговор;

1.3. отчисление.

2. Отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за:

длительное отсутствие (более тридцати дней, а для лиц, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых, более трех дней) без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) в течение учебного года;

систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.

3. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность). При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.

В настоящее время в Инструкцию об условиях, порядке назначения и выплаты стипендий и других денежных выплат обучающимся, утвержденную постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 22.09.2011 №261/96, внесены изменения, позволяющие прекращать выплату стипендий обучающимся, допустившим пропуск более 10 часов учебных занятий без уважительных причин.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.