ЭКСКУРСИООНЫЙ МАРШРУТ
«МОЙ ВЫБОР-ПРЕДПРИЯТИЯ РОДНОГО КРАЯ»
Автор: Рубайло Снежана Сергеевна, учитель математики ГУО «Борковичская детский сад - средняя школа Верхнедвинского района».
Цель: содействие профессиональному самоопределению обучающихся через ознакомление с историей предприятий деревни, основными профессиями и деятельностью работников организаций.
Задачи экскурсии:
- познакомить с историей предприятий деревни, современной организацией деятельности, условиями труда работников и т.д.;
- содействовать профессиональному самоопределению, формированию и развитию чувства уважения к работникам различной профессиональной сферы;
- показать непрерывную связь между развитием предприятий и социально-экономическим, демографическим развитием населённого пункта
Тип экскурсии: профориентационная
Вид экскурсии: пешеходная
Продолжительность: 2,5 часа.
Протяженность: 3 км.
Маршрут экскурсии: ГУО «Борковичская детский сад-средняя школа Верхнедвинского района» - пожарный аварийно-спасательный пост №12 – Борковичское лесничество – ж/д вокзал аг.Борковичи – Станция обезжелезивания агрогородка Борковичи филиал «Новополоцк водоканал» УП «Витебск водоканал» – Борковичская участковая больница
Содержание экскурсии:
контрольный текст экскурсии формируется в соответствии с технологической картой маршрута. Во время экскурсии происходит знакомство детей с различными видами трудовой деятельности на предприятиях и в организациях, с различными профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам. Участники экскурсии имеют возможность понаблюдать, сравнить технологические процессы, условия труда в различных организациях. В представленных материалах проанализирована и потребность предприятий региона в кадрах, обращено внимание на значение некоторых профессий на развитие региона и страны в целом, на важность творческого отношения к работе, степень важности самообразования для развития личности.
Маршрут может использоваться:
в профориентационной работе с обучающимися; коллективами предприятий, которые представлены как экскурсионные объекты; организациями, которые осуществляют экскурсионную деятельность в регионе; другими организациями региона как краеведческий ресурс.
Общие организационные и методические указания:
- экскурсовод должен иметь определённый запас знаний по истории предприятий;
- целесообразно иметь портфель (документы по экскурсии);
- не следует употреблять большое количество дат и цифр;
- предупредить о правилах безопасного поведения при посещении каждого объекта, при пешеходном маршруте, при соблюдении правил дорожного движения.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАРШРУТА
«МОЙ ВЫБОР-ПРЕДПРИЯТИЯ РОДНОГО КРАЯ»
Маршрут экскурсии |
Объекты показа |
Время (мин.) |
Наименование подтем основные вопросы |
Организационные и методические указания |
Место сбора группы - ГУО «Борковичская детский сад – средняя школа Верхнедвинского района» |
Здание школы-сада, пришкольный участок, игровая площадка для воспитанников детского сада |
|
1.Тема и задачи экскурсии 2.Обучение правилам безопасного поведения на дорогах, в общественных местах, в зонах повышенной опасности. 3.Краткая история школы. Основные профессии людей, работающих в данном месте. 4. Высшие учебные и профессионально-технические заведения, которые готовят специалистов в данной области. Специальности. |
Установить эмоционально-психологический контакт с группой. Ярким выступлением помочь настроиться на экскурсию. Сообщить тему экскурсии, её маршрут и продолжительность, место и время окончания экскурсии. |
Пожарный аварийно-спасательный пост №12 |
Здание поста, техника пожарной службы |
20 мин. |
1. Обучение правилам пожарной безопасности. 2. Краткие сведения о возникновении пожарного поста в Борковичах. 3. Служебные обязанности работников, качества, которыми должен обладать пожарный ХХІ в. 4. Высшие учебные и профессионально-технические заведения, которые готовят специалистов в данной области. Специальности. |
Материалы портфеля экскурсовода. Заранее договориться с начальником пожарного поста о проведении экскурсии |
Борковичское лесничество |
Здание лесничества, близлежащая территория |
20 мин. |
1. Обучение правилам безопасного поведения в лесу. 2. Краткие сведения о возникновении лесничества в аг.Борковичи. Значение лесного хозяйства в социально-экономическом развитии региона 3. Служебные обязанности работников лесничества. 4. Высшие учебные и профессионально-технические заведения, которые готовят специалистов в данной области. Специальности. |
Использовать следующие приёмы: внешний осмотр здания, материалы портфеля экскурсовода. |
Железнодорожная станция Борковичи |
Здание вокзала, железнодорожные пути |
|
1. Обучение правилам безопасного поведения на железнодорожных путях. 2. Краткие сведения о возникновении железной дороги и станции Борковичи. Значение железной дороги в социально-экономическом развитии Беларуси и региона 3. Героические страницы борьбы населения в годы Великой Отечественной войны 4. Перспективы развития железнодорожного транспорта и инфраструктуры в ХХІ в. для нашего населённого пункта. 5. Служебные обязанности работников станции, качества, которыми должен обладать железнодорожник ХХІ в. 6. Высшие учебные и профессионально-технические заведения, которые готовят специалистов в данной области. Специальности. |
Материалы портфеля экскурсовода. Заранее договориться с начальником станции о проведении экскурсии |
Станция обезжелезивания агрогородка Борковичи филиал «Новополоцк водоканал» УП «Витебск водоканал» |
Здание станции |
25 мин. |
Подробная справка о том, какую функцию выполняет данный объект. |
Войти на территорию станции, использовать приём предварительного осмотра: вступительным словом экскурсовод ориентирует группу на то, что необходимо увидеть в ходе осмотра. Использовать приёмы описания и репортажа, чтобы дать возможность понять экскурсантам о происходящих процессах в наблюдаемом объекте. |
Борковичская участковая больница |
Здание больницы, техника, служебные помещения |
|
1.Краткие сведения о возникновении больницы в аг.Борковичи. 2.Обязанности работников больницы, качества, которыми должен обладать медицинский работник ХХІ в. 3. Высшие учебные и профессионально-технические заведения, которые готовят специалистов в данной области. Специальности. |
Расположить группу перед зданием, не мешая прохожим и пациентам. Использовать приёмы рассказа: описания, объяснения, приёмы показа. |