Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в современной школе
Рубайло С.С.
В современных условиях развития Республики Беларусь как суверенного демократического государства воспитание патриотизма у подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования.
Особая роль в процессе воспитания у учащихся ценностного отношения к Родине принадлежит классному руководителю. Именно классный руководитель контролирует и корректирует эту деятельность с учётом наблюдаемых в поведении учащихся отношений к истории, традициям, памятникам, прошлому и настоящему своей страны. Объектом патриотического воспитания является каждый отдельный учащийся в классе.
Патриотическое воспитание реализуется с помощью определенных форм, методов и средств. Предпочтение необходимо отдавать активным формам, позволяющим участникам взаимодействовать друг с другом, осуществлять самостоятельную деятельность и достигать результата. Композиции разнообразных организационных форм данной деятельности (массовые, коллективно-групповые, индивидуальные) должны быть привлекательны для учащихся, обеспечивать им возможность проявлять себя в различных качествах и социальных ролях, а также способствовать обмену информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения. Возможность выбора содержания и форм деятельности позволяет найти наиболее доступную, мотивационно оправданную, личностно значимую форму патриотического воспитания.
В разных формах патриотического воспитания преобладает тот или иной метод как основной способ воздействия на учащихся. Их можно представить следующими группами:
- традиционно принятые – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;
- инновационно-деятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;
- неформально-межличностные – осуществляются через личностно значимых, авторитетных людей из числа родственников, друзей и близких;
- тренингово-игровые, обеспечивающие овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действии в специально заданных условиях;
- рефлексивные – основанные на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности.
Огромное значение имеют методы организации деятельности и формирования опыта патриотического воспитания, которые направлены на патриотическое воспитания путем вовлечения учащихся в различные виды деятельности: ценностно-ориентационную, трудовую, общественную, художественную, спортивную, досуговую.
Средства патриотического воспитания – слово, беседа, фотографии, кинофильмы, произведения искусства, факты, документы, интернет-ресурсы и много другое.
Для успешной организации патриотического воспитания классный руководитель должен умело комбинировать формы, методы и средства.
Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие, которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу. Диалог в современных условиях находит воплощение в ряде новых воспитательных форм: гражданский форум, дебаты, психолого-педагогическая студия, дискуссионных клуб и др. Диалоговое взаимодействие используются при проведении «Школы активного гражданина».
В патриотическом воспитании необходимо широко использовать информационные технологии. Интернет, мобильный телефон, цифровой фотоаппарат или видеокамера и прочие технические устройства – неотъемлемая часть жизни молодых людей. Мы принимаем активное и результативное участие в дистанционных конкурсах, онлайн-квестах, патриотических интернетчелленджах, молодежных инициативах, в международных видеомостах, реализуют свои интернет-проекты. Для проведения онлайн-конкурсов и онлайнвикторин используется приложение Инстаграмм. В нашей школе классные руководители совместно с детьми создают видеоролики, онлайн-игры, медиавикторины, информационные программы.
Классные руководители, используя ссылки предложенных им Интернет-ресурсов, организовывают виртуальные путешествия по музею Великой Отечественной войны, http://www.warmuseum.by/index.php/k2-tags/k2-users/museum-online-minsk
организовывают просмотр, а затем обсуждение в вайбер группах фильмов о Великой Отечественной войне. Вопросы для обсуждения предлагаются до просмотра,
https://www.culture.ru/live/cinema/movies используют программу LearningApps.org как средство патриотического воспитания. Созданные в данной программе игры и упражнения используются на классных и информационных часах.
Классные руководители при работе с учащимися могут использовать информационные ресурсы «Партизанская летопись» (http://letopis.belta.by/), мобильные приложения «История Беларуси» – энциклопедия «Глобус Беларуси» – карта достопримечательностей и интересных мест страны, «Страна мини Музей Беларусь» – аудиогид и путеводитель по достопримечательностям Беларуси.
При выборе содержания, форм и методов патриотического воспитания необходимо учитывать индивидуальные особенности, возрастные возможности, актуальные уровни сформированности ценностно-патриотических ориентаций учащихся., поскольку от этого зависит эффективность (Приложение 1). Высокий уровень позитивных ценностных ориентаций позволяет закрепить и продолжить накапливать потенциал ценностно-патриотических ориентаций. При среднем уровне позитивных ценностных ориентаций нужно актуализировать и корректировать неточные, противоречивые представления и отношения, поддерживать и стимулировать патриотически направленные элементы личного опыта. Нейтральный уровень ориентации требует расширения объема информации национальных ценностях, необходимо доступно, убедительно и с личной педагогической заинтересованностью стимулировать учащихся к пониманию той или иной национальной ценности, её личностному принятию и воплощению в жизнь. В случае негативной ориентации необходимо актуализировать неверное понимание учащимися сущности национальной ценности, неадекватное отношение к ней и противопоставить ему правильное понимание; на живых примерах показывать последствия разных стилей поведения, подводить учащихся к убеждению о непреходящем значении исторически выработанной конкретной патриотической ценности для жизни современного человека, народа, общества, государства.
Патриотические воспитание в условиях воздействия современных цивилизационных вызовов может быть эффективным только в рамках социального партнерства.
Любовь к Родине начинается с воспитания любви к матери, отцу, близким людям. Поэтому классному руководителю важно привлекать к проведению различных мероприятий родителей, где они выступают не заказчиками, а исполнителями, членами одной команды вместе с классным руководителем и детьми. В рамках данной работы организуются тематические круглые столы, семейные праздники, мероприятия ко Дню матери, Дню защитника Отечества, 8-е марта, Дню семьи и др. С помощью родителей, их поддержкой и участием проводятся некоторые внеклассные мероприятия. Традиционными в нашей школе стали родительские мастер-классы, профориентационные встречи.
Ещё одной категорией партнёров в патриотическом воспитании являются музеи. Значение музея в жизни детей и учащейся молодёжи определяется главным образом тем, насколько органично учитель «встроит» музей в систему обучения и воспитания, то есть сделает его продолжением и развитием тех знаний, умений и качеств, которые формируются в учреждении образования. Историкокраеведческий компонент музеев Верхнедвинска, Полоцка, Витебска обладает огромным воспитательным потенциалом, благодаря которому осуществляется формирование национального самосознания личности обучающихся, ценностного отношения к историческому прошлому, воспитание гражданских и патриотических качеств.
Применяется и такая форма работы, как разработка учащимися пешеходных образовательных экскурсий и составление ими схем передвижения. Например, образовательные пешеходные маршруты «Шагаем тропами победы», «Дорогами победы: освобождение Борковичского сельского совета», «Узнать о прошлом, чтобы достойно построить своё будущее» и др. Ссылка на туристические маршруты https://bork.schools.by/pages/muzejnaja-koinata-belaruskaja-hatka .
Таким образом, для повышения эффективности процесса патриотического воспитания учащихся, необходимы следующие условия:
- взаимодействие школы и социума;
- организация целенаправленной деятельности по патриотическому воспитанию на уроках и внеурочное время;
- использование интерактивных методов патриотического воспитания школьников;
- использование в работе краеведческого материала и элементов музейной педагогики;
- постоянное совершенствование форм, методов и приёмов патриотического воспитания школьников, сотрудничество между классными коллективами, детскими и молодёжными организациями.
Литература
- Ерщова О.И. Патриотическое воспитание современного поколения учащихся/О.И.Ершова// Веснiк адукацыi. – 2021. – №5. – с46-52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета «Национальное самосознание белорусов»
(Бутрим С.Р.)
Инструкция: Выберите соответствующие варианты ответа, которые присущи именно Вам, нужное обведите.
- Как Вы считаете, какие признаки объединяют людей белорусской национальности? (несколько вариантов ответов)
а) язык; б) традиции;
в) общее историческое прошлое; г) общность территории;
д) общее будущее; е) религия;
ж) внешний облик; з) черты характера;
и) ничто не объединяет.
- Относите ли Вы себя к представителям белорусского народа?
а) да; б) нет; в) не знаю.
- Как Вы относитесь к тому, что являетесь белорусом?
а) горжусь, что я – белорус; б) нормально отношусь;
в) не знаю г) другое (указать)
- Свободно ли Вы владеете белорусским языком?
а) да; б) нет; в) не знаю.
- Часто ли Вы общаетесь на белорусском языке?
а) да; б) нет; в) не знаю.
- Как Вы относитесь к тому, что большинство белорусов использует вместо белорусского языка русский?
а) отрицательно; б) положительно; в) Безразлично 7. Какие Вы знаете белорусские обычаи и традиции?
_____________________________________________________________
- Относитесь ли Вы с уважением к историческому прошлому нашего государства?
а) да; б) нет; в) не знаю.
- Считаете ли Вы ответственным за судьбу страны?
а) да; б) нет; в) не знаю.
- Возникает ли у Вас чувство гордости за участие белорусов в международных конкурсах (спортивных, профессиональных, музыкальных и др.)?
а) да; б) нет; в) не знаю. Обработка результатов.
высокий уровень – большинство ответов «а»; средний уровень – большинство ответов «в»; низкий уровень – большинство ответов «б».
На Вопрос № 1 ответы распределяются следующим образом:
высокий уровень – ответы «а», «б», «в»; средний уровень – ответы «г», «д», «е»; низкий уровень – ответы «ж», «з», «и».
На Вопрос №7 ответы распределяются следующим образом: высокий уровень – перечислено 3 и более традиции и обычаев; средний уровень – перечислено 1-2 традиции и обычая; низкий уровень – ни одного названия
Анкета по изучению национального самосознания и патриотизма (Бутрим С.Р.)
Выберите соответствующий вариант ответа, отметив его знаком «+».
- К какой национальности вы себя относите?
Варианты ответов Ответ
Белорусы; Русские; Украинцы; Другие<sup> </sup>
- Вы гордитесь своей национальностью?
Варианты ответов Ответ
Да Нет <sup> </sup>Затрудняюсь ответить
- Вы гордитесь тем, что Вы гражданин своей страны?
Варианты ответов Ответ
Да Нет <sup> </sup>Затрудняюсь ответить
4.Какие положительные черты национального характера своего народа Вы можете отметить как основные? (несколько вариантов ответа)
Варианты ответов Ответ
Трудолюбие <sup> </sup>Сила воли Доброта Гостеприимство <sup> </sup>Толерантность Щедрость <sup> </sup>
Отзывчивость <sup> </sup>Религиозность Другое (напишите, что именно)
- Считаете ли Вы культуру своей страны самобытной и уникальной?
Варианты ответов Ответ
Да Нет <sup> </sup>Затрудняюсь ответить Другое (напишите, что именно)
- Вы бы согласились поменять свое место жительства на другую страну?
Варианты ответов Ответ
Да Нет <sup> </sup>Затрудняюсь ответить Другое (напишите, что именно)
- Как Вы считаете, национальное самосознание – это:
Варианты ответов Ответ
Чувство гордости за свою нацию; <sup> </sup>Чувство любви к своему отечеству; <sup> </sup>
Ощущение принадлежности к своей нации, готовность разделить с ней победы и трудности; Знание родного языка, культуры, традиций и любовь к ним; <sup> </sup>
Неприязнь к другим нациям и народам <sup> </sup>
- Как Вы считаете, патриотизм – это:
Варианты ответов Ответ
Любовь к своему Отечеству <sup> </sup>Любовь к своему государству <sup> </sup>
Готовность отдать все силы и даже жизнь на благо Отечества Другое (напишите, что именно) <sup> </sup>
- Считаете ли Вы себя патриотом?
Варианты ответов Ответ
Да Нет <sup> </sup>Затрудняюсь ответить
10.Что, на Ваш взгляд, в большей степени повлияло на формирование
ваших патриотических качеств? |
|
Варианты ответов Родительское воспитание Учреждение образования Окружающие люди Друзья Деятельность органов власти СМИ Другое (напишите, что именно) |
Ответ
|
Обработка результатов: Для определения тенденции сформированности самосознания и патриотизма у учащейся молодежи необходимо подсчитать количество ответов по каждому вопросу и соотнести с общим количеством респондентов (в %).
Изучение уровня идеологической направленности и патриотизма учащихся (Ф.И.Храмцова)
№ п/п |
Вопросы анкетирования |
Баллы |
1. |
Испытываете ли Вы чувство гордости за своё Отечество – Республику Беларусь? |
|
2. |
Уважаете ли Вы государственные символы нашей страны: а) флаг; б) герб; в) гимна |
|
3. |
Осознанно ли Вы соблюдаете ритуалы при исполнении Гимна Республики Беларусь? |
|
4. |
Считаете ли Вы необходимым для себя заниматься поисковой и патриотической работой? |
|
5. |
Уважительно ли Вы относитесь к ветеранам Великой Отечественной войны? |
|
6. |
Уважительно ли Вы относитесь к воинской службе? |
|
7. |
Готовы ли Вы встать на защиту страны в случае нападения на неё? |
|
8. |
Уважаете ли Вы главный свод законов страны – Конституцию Республики Беларусь? |
|
9. |
Считаете ли Вы себя человеком сопричастным к судьбе Родины? |
|
10. |
Являетесь ли Вы активным участникам школьных массовых организаций: ОО «БРПО»/ ОО «БРСМ»? |
|
11. |
Соблюдаете ли Вы: а) правила дисциплины; б) законность? |
|
12. |
Добросовестно ли Вы относитесь к учёбе? |
|
13. |
Любите ли Вы трудиться на общую пользу? |
|
14. |
Знаете ли Вы о важнейших событиях: а) в стране; б) за рубежом? |
|
15. |
Читаете ли Вы центральные республиканские газеты? |
|
16. |
Смотрите ли Вы информационные программы телевидения? |
|
17. |
Посещаете ли Вы кружки? |
|
18. |
Посещаете ли Вы спортивные секции? |
|
19. |
Участвуете ли Вы в общественной жизни: а) класса; б) школы? |
|
1 балл – крайне редко или никогда; 2 балла – редко; 3 балла – часто; 4 балла – всегда
Оценка результатов анкетирования учащихся. Определение уровней воспитанности. 96 баллов – максимальное количество баллов – 100%
а) крайне неудовлетворительный уровень 0% – 20%
б) низкий уровень 20% – 33.3%
в) средний уровень 33.4% – 59.9%
г) достаточный уровень 60% – 80%
д) высокий уровень 80.1% – 100%
Методика обработки и сбора данных.
- Учащимся выдаются индивидуальные бланки анкет.
- Анкетирование анонимное. Указывается только класс.
- В анкете предлагаются на выбор четыре возможных ответа (1 балл – крайне редко или никогда; 2 балла – редко; 3 балла – часто; 4 балла – всегда). Анкетируемый выбирает один правильный, по его мнению, ответ и проставляет соответствующий ему балл.
- Общее количество баллов, выставленное учеником по каждой графе, суммируется и выводится % – показатель идеологической и патриотической воспитанности ученика (из расчёта 96 баллов – 100%).
- Общее количество баллов по всем анкетам класса суммируются и делятся на количество анкет. Получают средний балл, набранный классом, который затем переводится в % – показатель идеологической и патриотической воспитанности класса.