Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в современной школе

Дата: 9 марта в 22:07

Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в современной школе

 Рубайло С.С.

В современных условиях развития Республики Беларусь как суверенного демократического государства воспитание патриотизма у подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. 

Особая роль в процессе воспитания у учащихся ценностного отношения к Родине принадлежит классному руководителю. Именно классный руководитель контролирует и корректирует эту деятельность с учётом наблюдаемых в поведении учащихся отношений к истории, традициям, памятникам, прошлому и настоящему своей страны. Объектом патриотического воспитания является каждый отдельный учащийся в классе. 

Патриотическое воспитание реализуется с помощью определенных форм, методов и средств. Предпочтение необходимо отдавать активным формам, позволяющим участникам взаимодействовать друг с другом, осуществлять самостоятельную деятельность и достигать результата. Композиции разнообразных организационных форм данной деятельности (массовые, коллективно-групповые, индивидуальные) должны быть привлекательны для учащихся, обеспечивать им возможность проявлять себя в различных качествах и социальных ролях, а также способствовать обмену информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения. Возможность выбора содержания и форм деятельности позволяет найти наиболее доступную, мотивационно оправданную, личностно значимую форму патриотического воспитания.

В разных формах патриотического воспитания преобладает тот или иной метод как основной способ воздействия на учащихся. Их можно представить следующими группами:

  • традиционно принятые – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;
  • инновационно-деятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;
  • неформально-межличностные – осуществляются через личностно значимых, авторитетных людей из числа родственников, друзей и близких;
  • тренингово-игровые, обеспечивающие овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действии в специально заданных условиях;
  • рефлексивные – основанные на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности. 

Огромное значение имеют методы организации деятельности и формирования опыта патриотического воспитания, которые направлены на патриотическое воспитания путем вовлечения учащихся в различные виды деятельности: ценностно-ориентационную, трудовую, общественную, художественную, спортивную, досуговую. 

Средства патриотического воспитания – слово, беседа, фотографии, кинофильмы, произведения искусства, факты, документы, интернет-ресурсы и много другое. 

Для успешной организации патриотического воспитания классный руководитель должен умело комбинировать формы, методы и средства. 

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие, которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу. Диалог в современных условиях находит воплощение в ряде новых воспитательных форм: гражданский форум, дебаты, психолого-педагогическая студия, дискуссионных клуб и др. Диалоговое взаимодействие используются при проведении «Школы активного гражданина». 

В патриотическом воспитании необходимо широко использовать информационные технологии. Интернет, мобильный телефон, цифровой фотоаппарат или видеокамера и прочие технические устройства – неотъемлемая часть жизни молодых людей. Мы принимаем активное и результативное участие в дистанционных конкурсах, онлайн-квестах, патриотических интернетчелленджах, молодежных инициативах, в международных видеомостах, реализуют свои интернет-проекты. Для проведения онлайн-конкурсов и онлайнвикторин используется приложение Инстаграмм. В нашей школе классные руководители совместно с детьми создают видеоролики, онлайн-игры, медиавикторины, информационные программы.  

Классные руководители, используя ссылки предложенных им Интернет-ресурсов, организовывают виртуальные путешествия по музею Великой Отечественной войны, http://www.warmuseum.by/index.php/k2-tags/k2-users/museum-online-minsk

организовывают просмотр, а затем обсуждение в вайбер группах фильмов о Великой Отечественной войне. Вопросы для обсуждения предлагаются до просмотра, 

 https://www.culture.ru/live/cinema/movies используют программу LearningApps.org как средство патриотического воспитания. Созданные в данной программе игры и упражнения используются на классных и информационных часах. 

Классные руководители при работе с учащимися могут использовать информационные ресурсы «Партизанская летопись» (http://letopis.belta.by/), мобильные приложения «История Беларуси» – энциклопедия «Глобус Беларуси» – карта достопримечательностей и интересных мест страны, «Страна мини Музей Беларусь» – аудиогид и путеводитель по достопримечательностям Беларуси. 

 

При выборе содержания, форм и методов патриотического воспитания необходимо учитывать индивидуальные особенности, возрастные возможности, актуальные уровни сформированности ценностно-патриотических ориентаций учащихся., поскольку от этого зависит эффективность (Приложение 1). Высокий уровень позитивных ценностных ориентаций позволяет закрепить и продолжить накапливать потенциал ценностно-патриотических ориентаций. При среднем уровне позитивных ценностных ориентаций нужно актуализировать и корректировать неточные, противоречивые представления и отношения, поддерживать и стимулировать патриотически направленные элементы личного опыта. Нейтральный уровень ориентации требует расширения объема информации национальных ценностях, необходимо доступно, убедительно и с личной педагогической заинтересованностью стимулировать учащихся к пониманию той или иной национальной ценности, её личностному принятию и воплощению в жизнь. В случае негативной ориентации необходимо актуализировать неверное понимание учащимися сущности национальной ценности, неадекватное отношение к ней и противопоставить ему правильное понимание; на живых примерах показывать последствия разных стилей поведения, подводить учащихся к убеждению о непреходящем значении исторически выработанной конкретной патриотической ценности для жизни современного человека, народа, общества, государства. 

Патриотические воспитание в условиях воздействия современных цивилизационных вызовов может быть эффективным только в рамках социального партнерства. 

Любовь к Родине начинается с воспитания любви к матери, отцу, близким людям. Поэтому классному руководителю важно привлекать к проведению различных мероприятий родителей, где они выступают не заказчиками, а исполнителями, членами одной команды вместе с классным руководителем и детьми. В рамках данной работы организуются тематические круглые столы, семейные праздники, мероприятия ко Дню матери, Дню защитника Отечества, 8-е марта, Дню семьи и др. С помощью родителей, их поддержкой и участием проводятся некоторые внеклассные мероприятия. Традиционными в нашей школе стали родительские мастер-классы, профориентационные встречи. 

Ещё одной категорией партнёров в патриотическом воспитании являются музеи. Значение музея в жизни детей и учащейся молодёжи определяется главным образом тем, насколько органично учитель «встроит» музей в систему обучения и воспитания, то есть сделает его продолжением и развитием тех знаний, умений и качеств, которые формируются в учреждении образования. Историкокраеведческий компонент музеев Верхнедвинска, Полоцка, Витебска обладает огромным воспитательным потенциалом, благодаря которому осуществляется формирование национального самосознания личности обучающихся, ценностного отношения к историческому прошлому, воспитание гражданских и патриотических качеств. 

Применяется и такая форма работы, как разработка учащимися пешеходных образовательных экскурсий и составление ими схем передвижения. Например, образовательные пешеходные маршруты «Шагаем тропами победы», «Дорогами победы: освобождение Борковичского сельского совета», «Узнать о прошлом, чтобы достойно построить своё будущее» и др. Ссылка на туристические маршруты https://bork.schools.by/pages/muzejnaja-koinata-belaruskaja-hatka

Таким образом, для повышения эффективности процесса патриотического воспитания учащихся, необходимы следующие условия:

  • взаимодействие школы и социума;
  • организация целенаправленной деятельности по патриотическому воспитанию на уроках и внеурочное время;
  • использование интерактивных методов патриотического воспитания школьников;
  • использование в работе краеведческого материала и     элементов музейной педагогики;
  • постоянное    совершенствование форм, методов          и          приёмов патриотического воспитания школьников, сотрудничество между классными коллективами, детскими и молодёжными организациями.

 

 

Литература

  1. Ерщова О.И. Патриотическое воспитание современного поколения учащихся/О.И.Ершова// Веснiк адукацыi. – 2021. – №5. – с46-52 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.  Анкета «Национальное самосознание белорусов»

(Бутрим С.Р.)

Инструкция: Выберите соответствующие варианты ответа, которые присущи именно Вам, нужное обведите.

 

  1. Как Вы считаете, какие признаки объединяют людей белорусской национальности? (несколько вариантов ответов)

а) язык;                                              б) традиции;                

в) общее историческое прошлое; г) общность территории;

д) общее будущее;                           е) религия;

ж) внешний облик;                         з) черты характера;

и) ничто не объединяет.

  1. Относите ли Вы себя к представителям белорусского народа?

а) да;                           б) нет;            в) не знаю.

  1. Как Вы относитесь к тому, что являетесь белорусом?

а) горжусь, что я – белорус;                                    б) нормально отношусь;

в) не знаю                                         г) другое (указать)

  1. Свободно ли Вы владеете белорусским языком?

а) да;                           б) нет;            в) не знаю.

  1. Часто ли Вы общаетесь на белорусском языке?

а) да;                           б) нет;            в) не знаю.

  1. Как Вы относитесь к тому, что большинство белорусов использует вместо белорусского языка русский?

а) отрицательно;  б) положительно;  в) Безразлично 7. Какие Вы знаете белорусские обычаи и традиции?

_____________________________________________________________

  1. Относитесь ли Вы с уважением к историческому прошлому нашего государства?

а) да;                           б) нет;            в) не знаю.

  1. Считаете ли Вы ответственным за судьбу страны?

а) да;                           б) нет;            в) не знаю.

  1. Возникает ли у Вас чувство гордости за участие белорусов в международных конкурсах (спортивных, профессиональных, музыкальных и др.)?

а) да;   б) нет;  в) не знаю. Обработка результатов.

высокий уровень – большинство ответов «а»; средний уровень – большинство ответов «в»; низкий уровень – большинство ответов «б».

На Вопрос № 1 ответы распределяются следующим образом:

высокий уровень – ответы «а», «б», «в»; средний уровень – ответы «г», «д», «е»; низкий уровень – ответы «ж», «з», «и».

На Вопрос №7 ответы распределяются следующим образом: высокий уровень – перечислено 3 и более традиции и обычаев; средний уровень – перечислено 1-2 традиции и обычая; низкий уровень – ни одного названия

 

Анкета по изучению национального самосознания и патриотизма (Бутрим С.Р.)

Выберите соответствующий вариант ответа, отметив его знаком «+».

 

  1. К какой национальности вы себя относите?

Варианты ответов                    Ответ

Белорусы; Русские; Украинцы; Другие<sup> </sup>

  1. Вы гордитесь своей национальностью?

Варианты ответов                    Ответ

Да                 Нет             <sup> </sup>Затрудняюсь        ответить

  1. Вы гордитесь тем, что Вы гражданин своей страны?

Варианты ответов                    Ответ

Да             Нет                 <sup> </sup>Затрудняюсь         ответить

4.Какие положительные черты национального характера своего народа Вы можете отметить как основные? (несколько вариантов ответа)

Варианты ответов                    Ответ

Трудолюбие             <sup> </sup>Сила воли Доброта  Гостеприимство       <sup> </sup>Толерантность         Щедрость       <sup> </sup>

Отзывчивость          <sup> </sup>Религиозность            Другое (напишите,              что именно)

  1. Считаете ли Вы культуру своей страны самобытной и уникальной?

Варианты ответов                    Ответ

Да                 Нет             <sup> </sup>Затрудняюсь         ответить         Другое (напишите,  что именно)

  1. Вы бы согласились поменять свое место жительства на другую страну?

Варианты ответов                    Ответ

Да                 Нет             <sup> </sup>Затрудняюсь        ответить  Другое (напишите,           что именно)

  1. Как Вы считаете, национальное самосознание – это:

Варианты ответов                                                                                                             Ответ

Чувство гордости за свою нацию;            <sup> </sup>Чувство любви к своему отечеству;         <sup> </sup>

Ощущение принадлежности к своей нации, готовность           разделить с ней победы и трудности;  Знание родного языка, культуры, традиций и любовь к ним;     <sup> </sup>

Неприязнь к другим нациям и народам                                                                           <sup> </sup>

  1. Как Вы считаете, патриотизм – это:

Варианты ответов                                                                                        Ответ

Любовь к своему Отечеству         <sup> </sup>Любовь к своему государству       <sup> </sup>

Готовность отдать все силы и даже жизнь на благо Отечества    Другое (напишите, что именно) <sup> </sup>

  1. Считаете ли Вы себя патриотом?

Варианты ответов                    Ответ

Да            Нет                  <sup> </sup>Затрудняюсь         ответить

10.Что, на Ваш взгляд, в большей степени повлияло на формирование

ваших патриотических качеств?

Варианты ответов  

Родительское воспитание

Учреждение образования

Окружающие люди

Друзья

Деятельность органов власти

СМИ

Другое (напишите, что именно)

Ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов: Для определения тенденции сформированности самосознания и патриотизма у учащейся молодежи необходимо подсчитать количество ответов по каждому вопросу и соотнести с общим количеством респондентов (в %).

Изучение уровня идеологической направленности и патриотизма учащихся  (Ф.И.Храмцова)

 

п/п

Вопросы анкетирования

Баллы

1.

Испытываете ли Вы чувство гордости за своё Отечество – Республику Беларусь?

 

2.

Уважаете ли Вы государственные символы нашей страны: а) флаг;

б) герб;

в) гимна

 

3.

Осознанно ли Вы соблюдаете ритуалы при исполнении Гимна Республики Беларусь?

 

4.

Считаете ли Вы необходимым для себя заниматься поисковой и патриотической работой?

 

5.

Уважительно             ли        Вы       относитесь     к          ветеранам      Великой Отечественной войны?

 

6. 

Уважительно ли Вы относитесь к воинской службе?

 

7.

Готовы ли Вы встать на защиту страны в случае нападения на неё?

 

8.

Уважаете ли Вы главный свод законов страны – Конституцию Республики Беларусь?

 

9.

Считаете ли Вы себя человеком сопричастным к судьбе Родины?

 

10.

Являетесь ли Вы активным участникам школьных массовых организаций:

 ОО «БРПО»/ ОО «БРСМ»?

 

11.

Соблюдаете ли Вы:

а) правила дисциплины;

б) законность?

 

12.

Добросовестно ли Вы относитесь к учёбе?

 

13.

Любите ли Вы трудиться на общую пользу?

 

14.

Знаете ли Вы о важнейших событиях: а) в стране;

б) за рубежом?

 

15.

Читаете ли Вы центральные республиканские газеты?

 

16.

Смотрите ли Вы информационные программы телевидения?

 

17.

Посещаете ли Вы кружки?

 

18.

Посещаете ли Вы спортивные секции?

 

19.

Участвуете ли Вы в общественной жизни: а) класса;

б) школы?

 

1 балл – крайне редко или никогда; 2 балла – редко; 3 балла – часто; 4 балла – всегда

 

Оценка результатов анкетирования учащихся. Определение уровней воспитанности. 96 баллов – максимальное количество баллов – 100%

а) крайне неудовлетворительный уровень                                     0% – 20%

б) низкий уровень                                                                    20% – 33.3%

в) средний уровень                                                                  33.4% – 59.9%

г) достаточный уровень                                                          60% – 80%

д) высокий уровень                                                                 80.1% – 100%

Методика обработки и сбора данных.

  1. Учащимся выдаются индивидуальные бланки анкет.
  2. Анкетирование анонимное. Указывается только класс.
  3. В анкете предлагаются на выбор четыре возможных ответа (1 балл – крайне редко или никогда; 2 балла – редко; 3 балла – часто; 4 балла – всегда). Анкетируемый выбирает один правильный, по его мнению, ответ и проставляет соответствующий ему балл.
  4. Общее количество баллов, выставленное учеником по каждой графе, суммируется и выводится % – показатель идеологической и патриотической воспитанности ученика (из расчёта 96 баллов – 100%).
  5. Общее количество баллов по всем анкетам класса суммируются и делятся на количество анкет. Получают средний балл, набранный классом, который затем переводится в % – показатель идеологической и патриотической воспитанности класса.

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.