Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

"Школа Активного Гражданина":"Я и Закон", 5 класс, январь 2025

Дата: 4 апреля 2023 в 09:04, Обновлено 2 марта в 19:35

Тема. Деловая игра «Мы живем по закону» (ШАГ. «Я и Закон»)

Цель: упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их с видами нарушений и наказаниями за них;  развивать представления о последствиях противоправных деяний; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Ход классного часа

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и постановка цели:

- В руках у меня две нити. (Нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

- С чем можно сравнить эти нити? (С жизнью)

- А если сейчас сможем найти конец   нити, что это может означать? (Наша жизнь протекает легко и гладко.)

- Что будет, если нить запутана? (Трудно найти концы)   А в жизни?

- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “От сумы и то тюрьмы не зарекайся ”.

    Учащиеся делятся своими мыслями.

3. Основная часть:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились ГЛАВНЫЕ вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют? Появились государства «Можно» и «Нельзя». Они жили по разным законам. В государстве «Можно» всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – можно.

В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

- Жители стали жить по законам.

- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

Людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон, на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека».

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы  записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный  кодекс», «Гражданский  кодекс», «Трудовой  кодекс», «Уголовный кодекс».

Задание 1

- В главе 2 Конституции РБ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами прикрепляются).

- Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикрепляются).

Выберите права и обязанности (распределить таблички)

Права:

Жить и воспитываться в семье.

Получить паспорт гражданина РБ.

Работать в свободное от учебы время.

Право на охрану здоровья.

Обязанности:

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить образование.

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в   образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность:

Возмещение причиненного вреда.

Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

За совершение общественно  опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ИДН в специальные учреждения.

 

Прочитайте, что осталось? (ответственность)

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность.

Рассмотрим понятие нарушений:

Задание

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок.                        Правонарушение.             Преступление

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не ходит  в школу, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? (Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе? (Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения, а в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.)

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта Устава школы?   (Проступком)

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?  (Да.  Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

- Рассмотрим следующую ситуацию и попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя  и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее  ребята распили вино. Как можно расценить их поведение? (Это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории …).

- Верно, это административное правонарушение: «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

- Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что, если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? (Эти ребята совершили преступление).

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное Уголовным Кодексом РБ. (Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс РБ»).

- В «Уголовном Кодексе РБ» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Задание

Выберите из данных преступлений те, за которые учащиеся 14 лет несут ответственность:

- убийство,

- умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,

- похищение человека,  изнасилование, насильственные  действия сексуального характера,

- кража,

- грабеж,

- вымогательство,

- уничтожение или повреждение имущества,

- терроризм,

- захват заложника,

- заведомо ложное сообщение об акте терроризма,

- вандализм,

- хищение либо вымогательство наркотических веществ.

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

- За остальные преступления ответственность наступает с 16 лет.

Задание 4

Поработаем с «Уголовным кодексом» и рассмотрим, какие наказания предусмотрены законом.

Игра «Судья»  (прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор).

Ложный звонок

Ситуация 1.  В класс вбегает ученик:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Судья – ученик  зачитывает соответствующий раздел УК.

- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Это же можно сказать и о ложных вызовах пожарных, скорой помощи, милиции.

Нанесение побоев

Ситуация 2. К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Судья – ученик  зачитывает:  нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом или арестом до трех месяцев.

- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как статья УК - побои.

– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?  - может ответить ученик

- В этом случае действует «Гражданский кодекс»: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ГК.

Порча чужого имущества

Ситуация 3. На перемене:

– Дай телефон, хочу музыку послушать, а то скукотища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.

Выбрасывает телефон.

Судья – ученик  зачитывает: умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом либо лишением свободы.

-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу; предписывается еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (привычное наше: «Я ведь не нарочно!»).

Угроза

Ситуация 4. В классе идет спор двух учащихся:

– ... Еще раз прицепишься - убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им

пожаловаться –  и тебе не жить.

Судья – ученик. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы.

 

4. Вывод. Всегда следует помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает Уголовный кодекс РБ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле,  и тогда  в жизни не будет проблем.

 

5. Рефлексия.

О чем  заставил задуматься сегодняшний классный час?

6. Памятка школьнику – составление

Права

Жить и воспитываться в семье.

Получить паспорт гражданина РБ.

Учиться.

Право на охрану здоровья.

Обязанности

Слушаться родителей.

Получить  образование.

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в   образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность

Возмещение причиненного вреда.

Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ИДН в специальные учреждения.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.