Тема. Деловая игра «Мы живем по закону» (ШАГ. «Я и Закон»)
Цель: упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их с видами нарушений и наказаниями за них; развивать представления о последствиях противоправных деяний; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Ход классного часа
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и постановка цели:
- В руках у меня две нити. (Нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)
- С чем можно сравнить эти нити? (С жизнью)
- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать? (Наша жизнь протекает легко и гладко.)
- Что будет, если нить запутана? (Трудно найти концы) А в жизни?
- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “От сумы и то тюрьмы не зарекайся ”.
Учащиеся делятся своими мыслями.
3. Основная часть:
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились ГЛАВНЫЕ вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют? Появились государства «Можно» и «Нельзя». Они жили по разным законам. В государстве «Можно» всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – можно.
В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?
- Жители стали жить по законам.
- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
Людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон, на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека».
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
Задание 1
- В главе 2 Конституции РБ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами прикрепляются).
- Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикрепляются).
Выберите права и обязанности (распределить таблички)
Права:
Жить и воспитываться в семье.
Получить паспорт гражданина РБ.
Работать в свободное от учебы время.
Право на охрану здоровья.
Обязанности:
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.
Получить образование.
Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
Ответственность:
Возмещение причиненного вреда.
Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.
За совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ИДН в специальные учреждения.
Прочитайте, что осталось? (ответственность)
За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность.
Рассмотрим понятие нарушений:
Задание
Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»
Необходимо к этим понятиям найти определения.
Проступок. Правонарушение. Преступление
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим несколько ситуаций:
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не ходит в школу, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? (Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе? (Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения, а в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.)
- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта Устава школы? (Проступком)
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое? (Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
- Рассмотрим следующую ситуацию и попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее ребята распили вино. Как можно расценить их поведение? (Это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории …).
- Верно, это административное правонарушение: «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
- Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что, если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? (Эти ребята совершили преступление).
- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное Уголовным Кодексом РБ. (Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс РБ»).
- В «Уголовном Кодексе РБ» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.
Задание
Выберите из данных преступлений те, за которые учащиеся 14 лет несут ответственность:
- убийство,
- умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,
- похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,
- кража,
- грабеж,
- вымогательство,
- уничтожение или повреждение имущества,
- терроризм,
- захват заложника,
- заведомо ложное сообщение об акте терроризма,
- вандализм,
- хищение либо вымогательство наркотических веществ.
Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.
- За остальные преступления ответственность наступает с 16 лет.
Задание 4
Поработаем с «Уголовным кодексом» и рассмотрим, какие наказания предусмотрены законом.
Игра «Судья» (прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор).
Ложный звонок
Ситуация 1. В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
Судья – ученик зачитывает соответствующий раздел УК.
- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!
Это же можно сказать и о ложных вызовах пожарных, скорой помощи, милиции.
Нанесение побоев
Ситуация 2. К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Судья – ученик зачитывает: нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом или арестом до трех месяцев.
- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как статья УК - побои.
– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? - может ответить ученик
- В этом случае действует «Гражданский кодекс»: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ГК.
Порча чужого имущества
Ситуация 3. На перемене:
– Дай телефон, хочу музыку послушать, а то скукотища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.
Выбрасывает телефон.
Судья – ученик зачитывает: умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом либо лишением свободы.
-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу; предписывается еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (привычное наше: «Я ведь не нарочно!»).
Угроза
Ситуация 4. В классе идет спор двух учащихся:
– ... Еще раз прицепишься - убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им
пожаловаться – и тебе не жить.
Судья – ученик. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы.
4. Вывод. Всегда следует помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает Уголовный кодекс РБ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле, и тогда в жизни не будет проблем.
5. Рефлексия.
О чем заставил задуматься сегодняшний классный час?
6. Памятка школьнику – составление
Права
Жить и воспитываться в семье.
Получить паспорт гражданина РБ.
Учиться.
Право на охрану здоровья.
Обязанности
Слушаться родителей.
Получить образование.
Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
Ответственность
Возмещение причиненного вреда.
Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.
За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ИДН в специальные учреждения.