План-конспект классного часа в 5 классе
Тема “ШАГ: “Я”. Дискуссия “Правила счастливого человека”.
сентбрь
Цель: сформировать у учащихся представление о понятии “счастье”, воспитать ценностное отношение к счастью, бережному отношению к этому чувству; побуждать детей к самосовершенствованию, саморазвитию; воспитывать чувство прекрасного.
Задачи: помочь осмыслить каждому учащемуся понятие “счастье” применительно к самому себе; выработать “правила счастливого человека”.
Форма проведения: интерактивная беседа.
Ход занятия.
- Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Желаю вам хорошего настроения! Надеюсь, вы принесли сюда с собой радугу хорошего настроения. Зелёный цвет - цвет оптимизма, жизни; зелень символизирует расцвет, пробуждение природы.
Синий - цвет неба, свободы, стремления ввысь.
Алый связана с мечтой, романтикой.
Желтый - это солнышко, тепло, которое согревает нас.
Нам сегодня очень понадобится хорошее, светлое настроение, чтобы наша встреча прошла в теплой, непринужденной обстановке.
Чтобы создать позитивный настрой, давайте возьмёмся за руки и частичкой своего тепла поделимся друг с другом. Давайте улыбнёмся и пусть наши улыбки говорят о том, что мы рады видеть друг друга. Спасибо!
2. Самоопределение к деятельности.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, о чём эти картинки? (Возможные ответы детей: счастливая семья, дружба, радость от творчества, победы...)
А можно назвать всех этих людей счастливыми? В чём их счастье?
Ребята, а вы считаете себя счастливыми? Почему?
Вы догадались, о чём сегодня пойдет речь? (О счастье).
Друзья, бывает ли у вас такое состояние, когда “душа поёт”? А отчего она поёт? Потому что в этот момент вы ощущаете себя счастливыми. Значит, счастье - это песня души. И сегодня мы вместе с вами пойдем по нотам этой удивительной песни. Ведь когда мы счастливы, нам хочется петь.
3. Уровни счастья.
Ребята, а вам хотелось бы стать абсолютно счастливым человеком?
Это естественное желание каждого человека. В течение жизни понятие о счастье меняется. Давайте подумаем, какие ступени нужно пройти человеку, чтобы добраться до вершины счастья. Учёные-психологи определяют 5 уровней счастья.
Скажите, когда ребёнок появляется на свет, это счастье? (1 ступень - удовлетворённость самим фактом существования).
А вы испытываете счастье от получения подарка, о котором давно мечтали? (2 ступень - удовлетворённость материальными благами).
Ребята, а вам доставляет радость встреча с друзьями, общение с родными, получаете ли вы удовольствие, помогая другим людям? (3 ступень - удовлетворённость от общения с другими людьми).
Вы взрослеете, чему-то учитесь, набираетесь жизненного опыта, что-то уже можете создавать, творить. Вы испытываете от этого счастье? (4 ступень - удовлетворённость в момент творчества).
В будущем вы станете самостоятельными людьми, сможете отвечать не только за себя, но и брать на себя ответственность за других людей, найдёте свою вторую половинку. Какой след вы оставите на Земле после себя? (5 ступень - высший уровень счастья - умение делать счастливыми других людей, приносить пользу обществу).
Определите, на какой ступени лестницы счастья вы находитесь на данном этапе вашей жизни. (Рассуждения и ответы детей).
4. Качества характера.
Ребята, давайте подумаем, какие качества должен развивать в себе человек, чтобы достичь верхней ступеньки счастья? А какие черты характера мешают нам жить в мире и согласии с другими людьми, а значит, мешают нашему счастью?
Перед вами карточки с названиями качеств характера. Какие нужно взять с собой в дорогу на пути к счастью, чтобы достичь самой верхней ступеньки? Необходимые для этого качества положите с собой в дорожный чемодан. А качества, мешающие стать счастливым, поместите в контейнер для мусора.
трусость |
терпение |
злоба |
равнодушие |
целеустремлённость |
смелость |
честность |
лживость |
трудолюбие |
жадность |
отзывчивость |
доброта |
завистливость |
высокомерие |
бескорыстие |
Итак, посмотрим, с каким багажом надо отправиться в путь по дороге счастья. А что может послужить препятствием на этом пути?
5. Послушайте сказку о счастье.
Однажды шло Счастье по лесу и внезапно упало в яму, сидит Счастье в яме и плачет. Шёл мимо человек, Счастье услышало человека и кричит из ямы:
- Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда.
- А что ты мне дашь за это? - спрашивает человек.
- А что ты хочешь? - переспросило Счастье.
- Я хочу большой и красивый дом с видом на море, самый дорогой.
Счастье дало человеку дом, человек обрадовался, убежал к дому и забыл про Счастье.
Сидит Счастье в яме, плачет ещё громче. Мимо шёл второй человек, услышало Счастье человека и кричит ему:
- Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда!
- А что ты мне дашь за это? - спрашивает человек.
- А что ты хочешь? - переспросило Счастье.
- Я хочу много красивых и дорогих машин.
Дало Счастье человеку то, что он попросил, обрадовался человек, забыл про Счастье и убежал.
Совсем потеряло надежду Счастье. Вдруг слышит, идёт третий человек, крикнуло ему Счастье:
- Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда!
Человек вытащил Счастье из ямы и пошёл дальше. Обрадовалось счастье, побежало за ним и спрашивает:
- Человек! А что ты хочешь за то, что помог мне?
- Ничего мне не надо, - ответил человек.
Так и бежит Счастье за человеком, не отставая от него никогда.
Как вы думаете, ребята, в чём основная мысль этой сказки? Чему она учит нас? (Сказка учит нас тому, что нужно бескорыстно оказывать помощь другому. Тогда счастье пойдёт за тобой по пятам).
6. Закон улыбки.
А как, по-вашему, выглядит счастливый человек? (Ответы учащихся).
Счастливый человек заметно отличается от окружающих - он улыбается, он “светится”, у него душа поёт от счастья. Всё, за что он берётся, у него получается. Более того, ему хочется, чтобы и другие были счастливы.
А теперь отгадайте, о чём идёт речь?
Она ничего не стоит, но многое даёт. Она длится мгновение, а в памяти остаётся навсегда. (Улыбка).
У психологов всего мира есть свой кодекс: “Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам”. А вы слышали про “Закон улыбки”? Кому дарят улыбку, тот становится богаче, но тот, кто дарит - не становится беднее.
А вы знаете, что смех продлевает жизнь? А чтобы проверить, как действует “Закон улыбки” на самом деле и улучшить настроение, предлагаю вам посмотреть очень позитивный ролик, который так и называется: “Улыбнись!”
7. Рефлексия “Цветок счастья”.
А сейчас я хочу предложить вам выполнить творческое задание. Каждая группа создаёт свой “Цветок счастья”. Возьмите сердцевину цветка с надписью “Я счастлив, когда...”. А вокруг этой сердцевины приклейте лепестки, в которых запишите предложение. Можно использовать фломастеры разных цветов, чтобы ваш цветок счастья был похож на сказочный цветик-семицветик.
8. Правила счастливого человека.
Я думаю, что из всего услышанного и увиденного сегодня мы можем с вами вывести ПРАВИЛА СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА.
Что нам необходимо делать, как нужно себя вести, чтобы быть счастливыми, жить в ладу с окружающими нас людьми, чтобы наша душа всегда пела от счастья? (Дети формулируют правила).
Друзья мои, оказывается, мы не изобрели ничего нового. Эти правила стары, как мир, они передаются из поколения в поколение уже тысячи лет. Вот они.
- Делай добро! Умей дарить людям радость!
- Люби и прощай людей!
- Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.
- Найди свой смысл жизни.
- Живи в гармонии с природой.
- Береги мир на земле.
Чтобы быть счастливыми, мы всегда должны придерживаться этих нравственных норм жизни.
А сейчас я хочу поделиться с вами оригинальным рецептом счастья.
“Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Всё это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути”. (И. Беляева)
Этот рецепт вы найдёте в буклетах, которые лежат перед вами на столах.
Очень хочется, чтобы после сегодняшнего классного часа вы задумались над тем, счастливы ли вы и что нужно сделать для того, чтобы было хорошо и вам, и окружающим вас людям.
9. Пожелания счастья.
Друзья мои, я сегодня стала чуточку счастливее от общения с вами. Я вам желаю, чтобы ваша душа всегда пела от счастья.
Ваше тело, как и этот шарик - сосуд для счастья. От того, какими мыслями, чувствами, поступками вы наполните этот сосуд, зависит ваше счастье. Возьмите шары, надуйте их, мысленно отправляя со струёй воздуха свои пожелания счастья.
Подумайте, с кем бы вы хотели поделиться своим счастьем.
Учащиеся надувают шары.
Что вы сделаете со своим счастьем?
Каждый сам распоряжается своим счастьем: может поделиться с родными и друзьями, может наслаждаться в одиночку. Но помните, что даря счастье близким, вы обретаете больше. Ведь добро, отданное вами, вернётся к вам в большем объёме.
Теперь я прошу вас выйти из-за парт, встать в круг. Давайте соединим наши руки и пожелаем счастья друг другу.
Скажем все вместе: “Будьте счастливы!”
Ребята, я благодарю вас за участие в этой беседе. Будьте счастливы!