«Значение школьной отметки в жизни ребенка»
кл.рук. Гаврук О.А.
Задачи:
- показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка;
- формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.
Форма проведения:
родительский педагогический тренинг.
Вопросы для обсуждения:
· школьная отметка, её роль в жизни учащегося;
· отношение к отметке.
Подготовительная работа:
· анкетирование родителей;
· подготовка памяток;
· подготовка карточек отзыва.
Ход собрания.
I. Вступление. (Слайд 1-2)
- Уважаемые родители! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни ребёнка и семьи. Своё выступление мне бы хотелось начать с высказывания Василия Александровича Сухомлинского: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол - отметка. Для одного ребёнка – он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».
К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают своё отношение к ребёнку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятёрки получаю». (Слайд 3)
Психолог Бубен Елена Леонидовна составила очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятёрка», обнадёживающая «четвёрка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».
Связывая своё отношение к ребёнку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению. (Слайд 4)
Родителям необходимо помнить, что в учении важна не только отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребёнка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребёнка, а так же их способность оказать ему реальную помощь в учёбе.
Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждёт его в школе. Ожидание второклассников во многом зависит от того, насколько успешным был для них первый год обучения
II. Обсуждение анкетирования. (Слайд 5)
Наше собрание, будет проходить в форме диалога, связанного со школьной отметкой. Это поможет избежать частых ошибок в семейном воспитании. Вот результаты ответов родителей и детей. Обсуждение.
III. Педагогический тренинг. (Слайд 6.)
- Картина И. Репина «Опять двойка».
- «Нарисуйте» финал данной картины, но с композиции сегодняшнего времени.
А теперь послушайте ответы детей. Учитель знакомит родителей с описанием картины учащимися и сравнивает их с ответами родителей. Детям были предложены вопросы по картине:
· Как чувствует себя мальчик?
· Как ему живётся в родном доме?
· Как к нему относятся родные?
· Хотелось ли бы вам ему помочь?
· Как, по вашему мнению, закончится эта история?
IV. Обсуждение вопросов: (Слайд 8)
Родителям предлагается обсудить типичные ситуации, связанные со школьной отметкой и выработать коллективно стратегию поведения взрослых в предложенных ситуациях. Это поможет родителям в решении ситуаций подобного типа, которые могут сложиться в их семье.
· Ребёнок не хочет делать уроки самостоятельно и ждёт родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы.
· Во время выполнения домашнего задания ребёнок отвлекается, делает ошибки, неохотно доводит начатое дело до конца.
· Ребёнок пишет плохо, неаккуратно, а переписывать задание не хочет.
· Ребёнок получил плохую отметку, а говорит родителям, что получил отличную. Это повторяется довольно часто.
· Ребёнок обвиняет учителя в том, что он не справедлив к оценке его знаний.
Обсуждение.
I. Подведение итогов.
- Что узнали нового? В чём смогли убедиться?
Рефлексия.
- Что понравилось на собрании?
- В конце собрания родители получают памятки.
Памятка.
Как относиться к школьной отметке ребёнка.
1. Не ругайте ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Иначе он будет врать и изворачиваться, чтобы быть в Ваших глазах хорошим.
2. Сочувствуйте своему ребёнку. И объясните ему, что хорошие знания он может приобрести в результате ежедневного упорного труда на уроках и дома. В классе помогает учитель, дома – родители.
3. Не учите своего ребёнка ловчить, приспосабливаться ради положительной отметки.
4. Поддерживайте ребёнка в его пусть незначительных достижениях.
5. Хорошее или плохое запоминается надолго. Пусть ребёнок получит хорошую отметку, чтобы его отметили. А вскоре получать хорошую отметку станет привычкой.
6. Говорите о положительных результатах своего труда, чтобы ему хотелось Вам подражать, чтобы он видел, что, чтобы чего-то достичь, надо потрудиться.
7. Когда Вам хочется отругать ребёнка за плохую отметку, вспомните себя в его возрасте.
8. В конце концов, радуйтесь тому, что у Вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!