Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

РУ "Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи" (6 класс)

Дата: 5 января 2023 в 09:49, Обновлено 12 января в 17:58

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи 

Родительский университет для законных представителей учащихся 6 класса

         Цель: формирование у родителей представления о семье как персональной микросреде жизни и развития ребенка; оказание помощи   родителям в  осознании значимости нравственных и культурных ценностей семьи в жизни ребёнка.

         Задачи:        

1. Создать атмосферу доброжелательного настроя и взаимопонимания между педагогами и родителями.

2. Активировать воспитательные и образовательные умения родителей.

3. Укрепить  нравственные и культурные  ценности семьи.

4. Повысить педагогическую культуру и грамотность родителей.

         Форма проведения: дист.лекция.

 Участники: родители учащихся 6 классов, классный руководитель Папкович Л.М..

Ход занятия

                                     Вступительное слово классного руководителя.

Классный руководитель: Начнем наш разговор с упражнения «Ассоциации».

Уважаемые родители, перекидывая мяч, перечислите, пожалуйста, слова-ассоциации, которые у вас вызывает понятие «семья».У кого в руках мяч, тот и озвучивает свои ассоциации. Итак, начали.

         Если бы это был цветок, то какой это цветок...? ( здание, мебель, одежда, море, погода, картина, еда, и т.п.).Упражнение выполняется 3-5 раз.

Обсуждение.

Классный руководитель: Зачем мы делали это упражнение?

Оказывается, ассоциации являются не только отражением значения понятия, но и выражают определенные эмоциональные состояния, связанные со словом «семья». Причем эти эмоциональные состояния, как правило, имеют положительную окраску.

Семья - общечеловеческая ценность.

  1. Центральная часть.
  1. Беседа по теме " Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка."

Классный руководитель: Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Семьи - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.

         Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:

  • социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;
  • социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;
  • технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни;
  • демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

         Каковы   функции   и   задачи    развивающей деятельности современной семьи? (Ответы родителей).

         Главными функциями семьи являются:

  • воспитательная;
  • оздоровительная;
  • духовно-нравственная;
  • познавательно-образовательная;
  • бытовая;
  • трудовая;
  • культурно-просветительная;
  • досугово-творческая;
  • стимулирующая самостоятельный опыт личности;
  • охранно-защитная.

Какие же главные задачи семьи? (Ответы родителей)

         Главные задачи семейного воспитания это:

  • гармоническое развитие ребенка;
  • забота о здоровье детей;
  • помощь в учении;
  • трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
  • помощь в социализации личности;
  • формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
  • забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
  • развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
  • подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
  • половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

         Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:

  • климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
  • режим семейной жизни;
  • содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

         Базисной основой полноценного развития ребенка в условиях семьи

является удовлетворение его важнейших потребностей:

  • витальных(физиологических);
  • в безопасности (физической и психологической);
  • в общении, привязанности, любви;
  • в познании самого себя и смысла своего существования;
  • в уважении и самоуважении; в самореализации.

         Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и

укреплении его здоровья (физического, психического и социального

благополучия). Для благополучного развития ребенка необходимо осознание

проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация

влияния семьи на воспитание ребенка.

         В условиях семейной микросреды происходит освоение ребенком

социальных норм и социального опыта, его физическое, эмоциональное,

умственное развитие, формируются фундаментальные ценностные

ориентации, психологический пол ребенка, модели поведения.

         Одобрение, поддержка, безразличие или осуждение со стороны родных

сказываются на притязаниях ребенка, помогают ему или мешают искать

выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся

обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

         Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

         Важное место в жизнедеятельности полноценной семьи занимает

воспитание детей. Каждая семья обладает своим индивидуальным

воспитательным потенциалом. Воспитательный потенциал семьи –

совокупность условий и факторов, которые определяют воспитательные

возможности семьи и влияют на успешность социализации ребенка.

         Важнейшие компоненты воспитательного потенциала семьи:

  • социально-психологический: эмоционально близкие супружеские и –

детско-родительские взаимоотношения в семье; положительные

взаимоотношения семьи с социальным окружением (родственниками,

соседями, учителями, учениками, друзьями); конструктивное

внутрисемейное взаимодействие; благоприятный психологический

микроклимат в семье.

  • педагогический: педагогическая культура взрослых, которая

проявляется грамотном родительском поведении, согласованных

справедливых требованиях обоих родителей, обоснованных запретах,

поддерживающем контроле, использовании методов и приемов воспитания,

не унижающих его достоинство.

         На эффективность воспитательных воздействий на оказывают

преобладающее в семье настроение, индивидуальные способности супругов к

воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке и

юмору, тип личности и поведения родителей.

         Снижение воспитательного потенциала семьи обуславливают:

  • наличие конфликтогенных факторов, обостряющих отношения

между супругами;

  • психологическая малограмотность супругов;
  • недостаточный уровень педагогической грамотности родителей;
  • аморальный образ жизни родителей;
  • злоупотребление алкоголя, употребление наркотиков родителями;
  • наличие одного родителя;
  • неподготовленность мужчин и женщин к брачно-семейным

отношениям;

  • недостаточная осведомленность мужчин и женщин о структуре и

функциях государственных органов, которые обязаны помочь семье в

решении различных проблем;

  • несвоевременное разрешение возникающих семейных проблем в

силу плохой осведомленности о специалистах и службах помощи семье.

         Блиц-интервью для родителей

Участникам на выбор предлагаются карточки с незаконченными предложениями по теме встречи. Следует предложение завершить. Варианты незаконченных предложений:

«Мое самое большое желание-…»

«Я не в коем случае не хотел(а) ,чтобы…»

«В моей семье исключено…»

«Я хочу сказать «спасибо» моей семье за…»

«Особенно меня раздражает то, что…»

«В нашей семье под запретом…»

«Я мечтаю, чтобы в будущей семье моего сына(дочери)…»

«Счастливая семья-это…»

Классный руководитель: Создание семейной благополучной обстановки - главная задача практически каждой семья. Однако активное нежелание и противодействие хотя бы одного члена семьи может оказаться трудно преодолимым препятствием для благополучия.

         Стремление родителей создать собственный уклад семейной жизни отражает их нравственную позицию и взгляды на жизнь. Оно помогает понять и ту роль, к которой они готовят своих детей в жизни. Те постоянные усилия, которые затрачивают мать и отец для достижения своих идеалов, закладывают основу нравственного воспитания ребенка. Однако самые лучшие примеры не дадут ожидаемого результата, если ребёнок остается в стороне, не станет активным участником построения так называемой благополучной, счастливой семьи.

2. Нравственные и культурные ценности семьи

Классный руководитель: Вот перед вами «восходящее солнце», которое мы так и назовем «Ценности семейного воспитания», а лучей у него пока нет. Лучами будут те самые фундаментальные, понятные и необходимые всем детям ценности.

         Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут

существовать друг без друга.

         Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. В школе нет детей, у которых нет семьи. Семьи маленькие и большие, полные и нет, разные по национальности и вероисповеданию.

         Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные

любовью и заботой.

         Семья – важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути становления личности.

         Семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги.

Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем

вместе.

         То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в

целом – целиком и полностью зависит от родителей.

         Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или

увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая среда

обитания.

         1. Взаимопонимание, любовь в семье – это ценность семейного воспитания, наш первый лучик.

Сколько бы ни было ситуаций, как бы вы их не решали, помните: вам

обязательно нужно оставаться ребенку другом, наставником и советчиком.

         Чтобы воспитание ребенка было правильным, надо, чтобы в семье царило взаимопонимание и действовали законы семьи.

Их всего четыре:

  • Закон единства требований отца и матери и других членов семьи
  • Закон значимости похвалы для ребенка.
  • Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
  • Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между
  • взрослыми и детьми.

         Если эти законы в семье сохраняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка значит, если они рядом, они умеют наблюдать, видеть,

слышать, чувствовать, дышать ВМЕСТЕ со своим ребенком, тогда он

состоится как человек и как личность.

         2.Связь поколений - это тоже ценность семейного воспитания – появляется второй лучик.

         Родственники - это одна большая семья, где все помогают друг другу. Отец –добытчик, кормилец. Мать – хозяйка, воспитатель детей. Дети – радость и помощь дома. А старики - его мудрость. А где можно увидеть сразу всех членов семьи? Конечно, в семейном альбоме.

         Семейный альбом-это огромное осмысленное пространство жизни, очень простое и доступное, даже для малыша, а с другой стороны загадочное и удивительное. Порой дети не понимают и удивляются, а иногда даже не

верят, что взрослые тоже были когда-то детьми. Очень полезно рассказывать

своему ребенку о событиях своего детства, используя при этом фотографии.

Это могут быть истории веселые, успешные и наоборот.

         Скажите, в век цифровых технологий, есть ли в ваших домах семейные

альбомы, видели ли их ваши дети? Знают ли дети историю вашей семьи?

Никто не имеет большого влияния на детей, чем семья. Роль родителей в

развитии задатков и способностей, в становлении личности ребёнка

исключительна. На вас ребенок смотрит и у вас учится.

         3.Семейные традиции – наш третий лучик.

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то,

что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от

предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). Семейные

традиции – это не только праздники, но и совместные игры, чтение книг и т.

д. – все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.

Упражнение: «Камень благодарности».

Сейчас прошу всех встать в круг. Каждый участник, держа в руках мяч,

высказываясь, начинает со слов:

«Я благодарна(ен) своим родителям за семейную традицию … »

(родители рассказывают о своих семейных традициях).

Чтобы завершить разговор о семейных традициях, мне хочется сказать, что,

если в Вашей семье нет традиций, придумайте их.

         Это сделает Вашу жизнь и детство Ваших детей намного богаче. Добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на детей, прежде всего потому, что они сплачивают семью, позволяют сберечь её.

         4.Последовательность – вот еще один лучик к ценностям семейного воспитания.

К чему иногда сводится родительская забота о детях? Только к тому, чтобы

сыты были и одеты. А потом? Все то же. И в итоге растут дети без тепла

материнского сердца, требовательной и вместе с тем ласковой и

родительской строгости, без стимулов для духовного и нравственного роста.

В таких случаях аргументом служит фраза: «Жизнь научит!» Чему

научит? Что покажет? Это, конечно, полнейшее равнодушие к воспитанию и

к судьбе своих детей. Жизнь будет не учить, а переучивать, иногда тяжело и

мучительно.

         5.Вы для детей – правосудие. Вы должны уметь принимать решение.

Умение вовремя увидеть, услышать, понять, воспринять, помочь,

посоветовать, а порой просто выслушать – вот роль семьи. К сожалению

некоторые родители не понимают, что все это лучше выполнить как можно

раньше, чем позже.

         6.Семейный климат. Следующий лучик я бы назвала «семейный климат». Впечатления детстваоставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на дальнейшийуклад жизни человека. Эмоциональные контакты в семье дети частопереносят как в настоящем, так и в будущем в социальные связи, выходящиеза пределы круга семейных взаимоотношений. Главный вклад в общееинтеллектуальное развитие детей вносит так называемый " климат"семьи.

         7.Мудрость. Еще один лучик к нашему солнцу я бы добавила – мудрость. Каждый день всемье, где есть дети, возникают десятки различных педагогических ситуаций. Родители должны правильно оценить поступок ребенка, занятьопределенную позицию по отношению к нему, применить меры воздействия, то есть выступить в роли воспитателей.

         8. Гибкость. Не смотря на уже сформированные в семье порядки и устои, не забывайте иногда проявлять гибкость в своих решениях. Нежелание проявить немного лояльности может принести множество несчастий и обид. Чем больше гибкости вы проявите в принятии решений, тем счастливее будет ваша семья. Представьте себе, если один из членов семьи всегда будет считать, что только он один прав — это не принесет много счастья семье.

         9. Уважение. Его немного сложнее определить. Уважать друг друга — значит принимать во внимание чувства, мысли, потребности и предпочтения других при принятии решений. Это также означает, что нужно признавать и ценить мнения, чувства и участие семьи в целом. Единственный способ заработать и сохранить уважение людей — показать, что вы сами уважаете их. Уважение, как очень важная семейная ценность, будет проявляться как дома, так и в школе, на работе и в других общественных местах.

         10. Честность. Это основа продолжения любых отношений. Мать-дочь, муж-жена, сестра- брат. Без честности не получится создать и поддерживать отношения. Поощряйте честность, проявляя понимание и уважение, когда кто-то говорит вам о своих неправильных поступках. Если мы не будем этого делать и рассердимся, когда нам кто-то сознается в своём плохом поступке, то в следующий раз он просто это скроет, чтобы избежать неуважения.

         11. Прощение. Прощать людей, которые обидели вас, очень важный выбор. Да, прощение – это выбор. Это не какое-то чувство, что случайно гложет вас, когда вы ощущаете, что другой человек очень «пострадал». Это может быть трудно, так как многие из нас склонны приравнивать прощение к фразе "всё в порядке". Это не то же самое. Утаенная обида не способствует взаимному уважению между близкими родственниками. Имейте в виду, что все делают ошибки, все мы иногда говорим то, что не следовало бы говорить, так как никто из нас не совершенен. Старайтесь достойно разрешать проблемные ситуации, достигайте понимания и двигайтесь дальше. Жизнь слишком коротка.

         12. Общение. Общение — как искусство, так и наука. Неспособность общаться, скорее всего, приведет к несчастьям и недоразумениям. Небольшие проблемы перерастают в более крупные, и когда они, в конце концов, закипают и всплывают на поверхность, то вряд ли тогда их можно решить спокойно. Общение — нечто гораздо большее, чем просто общение разума. Кроме устной речи, общение распространяется также на тон, громкость, выражение лица, глаза, жесты. Я считаю, что это самая важная ценность для семьи. Когда люди чувствуют, что они могут открыто говорить о чем угодно — надежды, мечты, страхи, успехи или неудачи – не боясь осуждения, это обнадеживает и укрепляет связь между людьми.

         III. Подведение итогов

          1.Упражнение «Чаша». Душа ребенка – это полная чаша. Каким вы хотите видеть своего ребенка?(Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

Классный руководитель: У каждого из Вас есть стикер, поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу).Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

         Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась. На эти вопросы вы сами сможете ответить и только себе.

Классный руководитель: Спасибо за внимание. На этом наша беседа окончена.

Памятка

«Как относиться к своему ребёнку»

1 Смотрите на своего ребёнка как на самостоятельную личность.

2 Говорите с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства,

например, что купить, что поправить, где сэкономить, чтобы ребенок

чувствовал себя членом семейного коллектива.

3 Всё время доказывайте своим поведением, что умеете держать слово.

4 Держите себя так, чтобы ребёнок не боялся идти к вам с любым

вопросом, даже тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.

5 Прежде чем пристыдить или наказать ребёнка, постарайтесь понять, по

каким побуждениям он совершил свой поступок.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.