Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

РУ "«ПРОФИЛАКТИКА ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ» (6 класс)

Дата: 5 января 2023 в 10:19, Обновлено 13 января в 13:14

ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «ПРОФИЛАКТИКА

ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

(занятие для родителей учащихся VI класса, 28.12.2024)

кл.рук. Папкович Л.М.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности законных представителей несовершеннолетних в вопросах эффективного родительства и профилактики отклоняющего поведения подростков.

Задачи:

актуализировать представления об основных трудностях и проблемах в воспитании подростков;

повысить психолого-педагогическую грамотность родителей в вопросах организации детско-родительских отношений, способствующих профилактике отклоняющегося поведения подростков;

предложить практические рекомендации родителям в вопросах выработки навыков взаимодействия с подростком.

Форма проведения: занятие с элементами тренинга.

Материалы и оборудование: метафорические карты, анкетирование, видеопрезентации.

Предварительная подготовка:

подготовка анкет для родителей;

подбор рисунков для анализа;

подготовка памяток для родителей.

Ход занятия:

Добрый день, уважаемые родители! Чтобы начать наш сегодняшний разговор, я предлагаю вам подойти и выбрать одну из карт, которые лежат на столе.

Родители выбирают метафорическую ассоциативную карту, отражающую их взаимоотношения с ребенком. Обсуждение.

Анкета «Ребенок и его семья».

Уважаемые родители, этот приём помог вам взглянуть со стороны на ваши взаимоотношения с детьми. А теперь я предлагаю вам подумать, как ваши дети оценивают своё взаимоотношения с вами, их родителями. Попробуйте сейчас ответить на вопросы анкеты, которая лежит у вас на столе от имени вашего ребёнка.

Родителям предлагается заполнить анкету от имени своего ребенка.

Меня почти во всем поддерживают:

А) практически всегда;

Б) иногда;

В) почти никогда;

Г) другой ответ ____________________

У нас бывают разногласия, даже ссоры:

А) практически всегда;

Б) иногда;

В) почти никогда;

Г) другой ответ ____________________

Мне бывает трудно дома:

А) практически всегда;

Б) иногда;

В) почти никогда;

Г) другой ответ ____________________

Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе:

А) практически всегда;

Б) иногда;

В) почти никогда;

Г) другой ответ ____________________

Меня во многом ограничивают:

А) практически всегда;

Б) иногда;

В) почти никогда;

Г) другой ответ ____________________

Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами:

А) практически всегда;

Б) иногда;

В) почти никогда;

Г) другой ответ ____________________

Мне дают карманные деньги:

А) практически всегда;

Б) иногда;

В) почти никогда;

Г) другой ответ ____________________

У нас дома бывают одноклассники, друзья:

А) практически всегда;

Б) иногда;

В) почти никогда;

Г) другой ответ ____________________

Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности:

А) практически всегда;

Б) иногда;

В) почти никогда;

Г) другой ответ ____________________

Родители заняты только собой:

А) практически всегда;

Б) иногда;

В) почти никогда;

Г) другой ответ ____________________

- Заставила ли вас данная анкета задуматься, всегда ли вы понимаете своих детей?

- Достаточно ли проводите с ними время?

- Знаете ли вы круг общения своего ребёнка?

- Всегда ли считаетесь с мнением своего ребёнка?

А ведь все это и есть составляющие эффективного взаимодействия, которые помогаю нам наладить связь с детьми, а теплые, доверительные отношения ребёнка с родителями, зачастую, и являются эффективным средством профилактики девиантного поведения.

И сейчас я предлагаю вам познакомиться с методами и приёмами воспитания, способствующими профилактике проблемного поведения подростков, с помощью метафорических картинок.

(https://docs.google.com/presentation/d/1TSi6FhSEcpcIpYDUekkmR4soZrvnOExx/edit?usp=sharing&ouid=100951448261094635234&rtpof=true&sd=true)

Рисунок-метафора «Губка» (затрагиваемая проблема воспитание ребенка).

- Что изображено на картинке?

- Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое свойство для нее характерно? Она хорошо впитывает жидкость.

- Что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее? Губка станет синего цвета. А если мы вольем в губку красную жидкость? Губка станет красной. А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов? Губка станет непонятного, неопределенного цвета.

- Особенностью губки является способность к впитыванию. Как соотносится с этим понятием слово «воспитание»?

Родители высказывают собственные предположения.

- Слово «воспитание» родственное словам «питание», «впитывание». Ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. И это окажется совершенно бессмысленным, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.

- Итак, можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей? Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.

Рисунки «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).

- Посмотрите на предложенный рисунок (демонстрируется замок) и скажите, что на нем изображено.

- Правильно, замок. Какой это замок? Замок как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д.

Закрытый. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок? Ключ.

- Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок? Нет.

Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи, относительно процесса воспитания?

- Замок – это ребенок, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним. Для того, чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?

- Конечно же, возможно. Например, с помощью ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.

Рисунок «Яйцо» (затрагиваемая проблема – возрастной кризис, например кризис переходного возраста).

- Что изображено? Яйцо. Я предлагаю представить цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как вы думаете, как он чувствует себя в скорлупе? Безопасно ли ему? Хватает ли ему питательных веществ? Скорее, да.

- Но, не смотря на это, в определенный момент цыпленок разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Почему, как вы думаете?

- Иначе он просто задохнулся бы под ней. Закончились питательные вещества, он растет и т.д.

- Правильно! Так возникает возрастной кризис, например кризис переходного возраста. Постоянная опека родителей для ребенка – это такая же скорлупа. Ему тепло, уютно и безопасно под ней. До определенного момента она ему необходима. Но ребенок растет, меняясь изнутри, и приходит день, когда он осознает, что скорлупа начинает мешать его росту. Поэтому ребенок начинает оказывать противодействие прежним условиям, начинает разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие. Что и проявляется в кризисе переходного возраста.

Рисунки «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).

- Посмотрите на предложенные изображения и сравните их. Что происходит на каждой из картин?

- На первой картине изображен сюжет басни С. Крылова «Лебедь, рак и щука», в которой каждый запряженный тянет в свою сторону. Каждый из них старается, «вылезая из кожи вон», но воз так и не сдвинется с места. На второй же картине изображена тройка лошадей в одной упряжке. Их движения слажены, как у единого целого. Тройка стремительно летит, преодолевая все препятствия.

- С какими двумя типами семей можно сравнить эти два рисунка?

Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка, исходя из собственных принципов, собственного желания. В подобной ситуации все члены семьи предъявляют ребенку часто противоречивые между собой требования, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра – другого, послезавтра – третье. В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится возбудимым.

Вторая картина напоминает семью, действующую в процессе воспитания сообща, двигаясь к одной цели – гармоничному развитию ребенка. В этой семье соблюдается главный принцип воспитания – согласованное последовательное предъявление требований к своему воспитаннику. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам, т.к. всегда знает, как поступят его родители.

Рисунок «Рюкзак» (затрагиваемая проблема подготовка ребенка к школе).

- Что изображено на рисунке? Рюкзак. Зачем человеку может понадобиться рюкзак? Чтобы пойти в поход.

- Что обычно кладут в рюкзак, собираясь в поход? Разное. Много всего. Все то, что может понадобиться в походе.

- Согласитесь ли вы с тем, что от того, как мы соберем рюкзак, может зависеть успех нашего мероприятия (похода), а в отдельных случаях – и наша жизнь в походе?

- Да (родители).

- Каждый человек к сборке рюкзака подходит индивидуально: один положит только все необходимое, другой отнесется к сборке рюкзака несерьезно – упустит что-то, понадеявшись на случай; третий – перегрузит свой рюкзак, и его ноша будет только мешать в походе.

Как это связано с темой сегодняшнего занятия?

Рюкзак в нашем случае – это ребенок. А поход – предстоящее ребенку обучение в школе. Вы, я думаю, согласитесь с тем, что как мы подготовим ребенка к школе, насколько серьезно подойдем к этому процессу, будет зависеть его дальнейшая жизнь в школе – особенно в первый год обучения. Если мы несерьезно отнесемся к процессу сборки «рюкзака» (т.е. к подготовке ребенка к школе), упустим что-то, или вообще не будем готовить его, в школьной жизни обязательно возникнут трудности. Так, например, отсутствие элементарных знаний у ребенка об окружающем его мире, недостаточное развитие памяти, внимания, воображения отрицательно повлияют на процесс усвоения новых знаний, а как следствие – пострадает успеваемость.

Противоположная позиция, когда родители стараются как можно больше «запихнуть» в ребенка при подготовке к школе всевозможных знаний и умений, также нежелательна. В этом случае перегружается его нервная система, ребенок становится нервным, кроме этого, теряет интерес к процессу обучения (зачем ему учиться, ведь он и так умеет писать и читать).

А теперь давайте подведем итог, какие приёмы нам помогут повысить эффективность взаимодействия всех участников образовательного процесса:

воспитание собственным примером (губка);

индивидуальные методы воздействия (замок и ключ);

понимание возрастных кризисов (яйцо);

согласованность и последовательность в воспитании (тройка лошадей);

разумное отношение к обучению в школе (рюкзак).

Упражнение «Снежинка» (педагог раздает каждому участнику по одной бумажной салфетке).

- Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. У вас в руках листы бумаги, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию:

сложите лист пополам;

оторвите правый верхний уголок;

опять сложите пополам;

снова оторвите правый верхний уголок;

сложите лист пополам;

оторвите правый верхний уголок.

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку.

- Сейчас я попрошу Вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

- Нашли? А почему? Как вы думаете?

У всех ли одинаковые листки? Чем они отличаются? В чем листки похожи? Каков смысл задания?

Вывод: каждый понимает инструкцию по-своему, все мы разные. Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли и все уяснили? Был бы пример – у всех было бы одинаково. Должен быть пример родительского поведения для детей. Можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но если вы сами не соблюдаете эти правила, можете быть уверены, что и ваш ребенок их нарушит».

Упражнение «Эксперимент».

- Сейчас давайте поставим небольшой, простой эксперимент. Я вас всех попрошу, все поднимите вверх указательный палец. (Сам педагог поднимает вверх большой палец). Все поднимите, выше поднимите, еще выше. Теперь посмотрите, что вы сделали. Посмотрите! Я же просила поднять указательный палец, а вы подняли большой палец. Вы сделали не то, что я вам сказала, а то, что я сделала. Запомните! Дети наши, тем более, делают не то, что мы им говорим, а то, что мы с вами делаем! Дети нас не слышат, они на нас смотрят.

Рефлексия.

- Как Вы себя чувствуете?

- Что понравилось?

- Что было полезным?

Всем участникам предлагается памятка «Профилактика проблемного поведения подростков»

https://docs.google.com/document/d/14tB8uJiyG_dd_AkPv0g1Mz54oSel--zl/edit?usp=sharing&ouid=100951448261094635234&rtpof=true&sd=true

Список использованных источников:

  1. Залыгина, Н.А. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения/Н.А.Залыгина. – Минск: Национальный институт образования, 2019 – С.23-56.
  2. Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения подростков / Т.В. Ничишина // Выхаванне i дадатковая адукацыя. – чэрвень 2017. – С.27-31.
  3. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / Т. В. Ничишина. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 248 с.
  4. Равковская, О.В. Профилактика противоправного поведения школьников / О.В. Равковская // Народная асвета. – 2017. – №10. – С.29-31.
  5. Фоменко, Н.В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка / Н.В. Фоменко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2014.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.