Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

РУ "Как уберечь подростка от насилия." (8 класс) 23.12.2024

Дата: 4 апреля 2023 в 10:21, Обновлено 9 января в 09:48

Как уберечь подростка от насилия

Вместо предисловия

Принято считать, что самое безопасное место для ребенка — это его дом, семья. Казалось бы, действительно, — именно здесь рядом с ребенком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нем. Однако в последнее время все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Проблема насилия над детьми стоит достаточно остро во всем мире— и в то же время остается в тени, потому что немногие готовы говорить о ней публично и открыто. Мы подготовили эту брошюру, чтобы рассказать вам, что такое насилие и каковы его виды, что подразумевается под жестоким обращением с ребенком и как его избежать. Мы знаем, что воспитание — самое сложное дело на свете, поэтому не предлагаем «рецепт успеха», не стремимся поучать вас или обвинять в том, что вы поступаете неправильно. Мы просто приводим примеры и способы разрешения тех или иных ситуаций, которые ежедневно возникают при общении с детьми.

Что такое насилие над ребенком

Давайте определим, что представляет собой насилие над детьми. Говоря простым языком, насилие над ребенком — это любые действия или бездействие родителей либо других взрослых, в результате которых наносится вред физическому и психическому здоровью ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию, а также нарушаются права ребенка.

С младенческого возраста дети всегда были и остаются уязвимыми по отношению к различным формам насилия, в том числе, в их семьях. Почему так происходит?

Специалисты, работающие в этой области, выделяют три основных фактора детской уязвимости

  1. Отсутствие информации о насилии над детьми у родителей и детей Ребенок, с которым постоянно жестоко обращаются родные и который является свидетелем домашних скандалов, часто даже не представляет, что все может быть по-другому. Он воспринимает происходящее как норму. С другой стороны, и родители не рассматривают семейные скандалы, телесные наказания, игнорирование и оскорбления как формы насилия в отношении детей.
  2. Бессилие и зависимость детей Ребенок зависит от родителей, авторитет которых для детей, особенно маленьких, непререкаем. В результате дети часто зависят как раз от тех людей, которые могут с ними жестоко обращаться. Маленький ребенок не способен просто уйти из дома и спрятаться от насилия. В то же время он испытывает страх от того, что его могут наказать, ударить, или от того, что видит, как папа бьет маму. Ребенок не в состоянии понять, почему самые дорогие для него люди причиняют боль ему или друг другу.
  3. Изолированность детей от источников помощи и знаний Если взрослые в ситуации насилия могут обратиться к друзьям, соседям, знакомым, специалистам, то у маленького ребенка нет такой возможности. Изолированность заключается еще и в том, что доступ маленьких детей к любым службам помощи возможен лишь при участии взрослых. Дети часто не знают, что могут рассказать о своих проблемах кому-то из взрослых: воспитательнице в детском саду или учительнице в школе, родителям друга или руководителю художественной самодеятельности

Все это приводит к тому, что огромное количество детей в мире ежедневно подвергаются жестокому обращению. Помимо этого, дети все чаще становятся свидетелями ссор между родителями или другими членами семьи, что также негативно влияет на благополучие ребенка, его развитие, и повышает риск применения насилия в отношении него.

Определить истинные масштабы насилия над детьми достаточно сложно. Родители, призванные защищать своих детей, часто хранят молчание и не сообщают о случаях жестокого обращения в семье. Родственники, соседи или знакомые, которые знают о ситуации в таких семьях, тоже не всегда рассказывают о ней. Чаще всего о подобных случаях становится известно только тогда, когда ребенок с травмами попадает в поле зрения педагогов или медицинских работников. Но и они не всегда способны определить, что травмы появились не в результате неудачного стечения обстоятельств. Случаи же психологического и эмоционального насилия почти всегда остаются «за кадром», поскольку не оставляют видимых следов

Каким бывает насилие в отношении ребенка

Насилие в семье по отношению к детям может проявляться в различных формах. Специалисты выделяют четыре основных вида насилия.

Физическое насилие

Физическое насилие подразумевает избиение, истязание, сотрясение, пощечины, щипки, подзатыльники, шлепки, удары, прижигание горячими предметами, жидкостями, сигаретами; укусы, удушение или утопление; вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, а также отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание

Перечислить все формы физического насилия не представляется возможным из-за их разнообразия, а с их примерами мы сталкиваемся постоянно. Мы ужасаемся, когда в средствах массовой информации появляются статьи о том, как горе-родители избивают своих детей, истязают и даже убивают их. Но, к сожалению, мало кто воспринимает как демонстрацию насилия такие довольно привычные картины, когда молодая мама за какой-то проступок прямо на улице

бьет своего ребенка или резко дергает его за руку; когда папа со словами «Третий раз повторять не буду!» дает ребенку подзатыльник… Задумываемся ли мы о том, что в этот момент ребенок подвергается физическому насилию? Вероятно, нет. И, скорее всего, эта мама и этот папа будут очень удивлены, если мы скажем им, что они применяют насилие по отношению к своему ребенку

Психологическое (эмоциональное) насилие

Физическое насилие, как правило, сопровождается психологическим (эмоциональным).

Психологическое насилие настолько широко распространено, что, вероятно, нет человека, который хотя бы раз в жизни не сталкивался с ним, — однако при этом именно его реже всего воспринимают как насилие.

Эмоциональная отгороженность

Родители не заботятся об эмоциональных потребностях и нуждах ребенка. Например, ребенок с увлечением пытается рассказать родителям о том, какую замечательную картинку он нарисовал в детском саду, или о том, что учитель похвалил его в школе за помощь в уборке класса, т. е. хочет поделиться с родителями своим успехом. Но родители отмахиваются, говорят, чтобы он не мешал, шел играть в свою комнату и т. п. В первый раз ребенок может подумать, что он действительно не вовремя подошел к маме с папой, и он попытается снова. Но если такая ситуация повторяется постоянно, то наступает отчуждение от родителей.

Враждебное отношение

Родители перекладывают на ребенка ответственность за свои собственные неудачи, используют его в качестве «козла отпущения». Они говорят ребенку, что от него нет никакого толку, постоянно оскорбляют, могут не разговаривать с ним в качестве наказания, акцентируют внимание исключительно на отрицательных чертах характера, никогда не обнимают и не целуют его. Дети часто слышат от родителей: «От тебя одни неприятности!», «Ты ничего не можешь сделать как надо!», «Ты меня бесишь!», «Ты мне надоел!» и, самое страшное, — «Лучше бы ты не родился!» В результате ребенок чувствует себя ненужным и нежеланным, у него снижается самооценка, он считает, что его не за что любить и уважать, притом распространяет эти убеждения не только на свою семью, но и на более широкий круг общения.

Непоследовательность

Противоречивая реакция на поступки ребенка. Ребенок должен усвоить, что у каждого действия есть определенные последствия. Если же мама с папой по-разному реагируют на один и тот же его поступок, то ребенку трудно понять, правильно ли он делает и как ему вести себя в такой ситуации в будущем. Не менее сложно ребенку сориентироваться, когда в одной и той же ситуации один и тот же родитель реагирует по-разному, в зависимости от своего настроения в данный момент.

Ложь и невыполнение обещаний, данных ребенку

Родители не выполняют обещаний, данных ребенку, или лгут ему. Причем в первую очередь это касается самых мелких, «неважных» с точки зрения взрослого обещаний — ведь из них состоит каждый день.

Завышенные ожидания и требования, не соответствующие возможностям или возрасту ребенка

Неспособность или нежелание признать, что ребенок — это самостоятельная личность, имеющая право на свое собственное мнение и личное пространство

Родители читают переписку ребенка, могут прослушивать его телефонные разговоры, имеют привычку выбирать за ребенка, чем ему заниматься, какой кружок посещать, с кем дружить и какие фильмы смотреть. Когда требования родителей не противоречат желаниям ребенка, ничего страшного не происходит. Но если в таких ситуациях основной принцип взрослых — «я лучше знаю, что тебе нужно!», то подобное отношение уже становится насилием. Им же можно считать и желание родителей «сделать лучше» или «переломить» ребенка. Чтобы ваше стремление помочь ребенку пошло ему во благо, учитывайте его интересы. Обсудите вместе, чем ребенку было бы интересно заниматься, предложите варианты. Точно так же стоит вместе обсудить личные границы и правила, которые будут соблюдать все члены семьи.

Изоляция

Ребенку не разрешают играть со сверстниками, не дают возможности получать опыт нормального социального общения. Таким образом родители формируют у ребенка ощущение, что он не может ни на кого полагаться.

Угрозы и запугивание

Взрослый постоянно оскорбляет и запугивает ребенка; заставляет что-либо делать, угрожая бросить его или кому-то отдать, либо применить насилие по отношению к братьям, сестрам, другим членам семьи или к домашним животным. Например, отец говорит ребенку, что, если тот принесет из школы плохую оценку, выпорет его ремнем. Родители рассказывают ребенку страшные истории, которые плохо заканчиваются.

Игнорирование

Ребенок ощущает только физическое присутствие родителей, а эмоционального контакта с ними у него нет. Родители не обращают внимания на ребенка, не интересуются им, не выражают по отношению к нему никаких эмоций.

Уничтожение личных вещей ребенка

Родители делают это, чтобы получить контроль над ребенком, добиться его подчинения. Как правило, выбираются самые любимые игрушки, потому что так можно быстрее достичь желаемого результата.

Запрет на встречи с одним из родителей после развода

Часто после развода мама запрещает ребенку встречаться с папой, пытаясь таким образом «отомстить» мужчине за то, что ее личная жизнь не сложилась. Также под запрет нередко попадает общение с бабушкой и дедушкой, к которым ребенок привязан не менее сильно

Сексуальное насилие

Вот формы сексуального насилия по отношению к детям, которые встречаются чаще всего:

  • демонстрация взрослым человеком ребенку своих половых органов;
  • ласки и прикосновения к половым органам ребенка;
  •  сексуальные игры и половой акт с ребенком;
  •  демонстрация или просмотр с ребенком материалов порнографического содержания;
  • вовлечение ребенка в изготовление порнографической продукции;
  • вовлечение ребенка в занятие проституцией.

Обычно от сексуального насилия страдают дети до 12 лет, чаще всего в возрасте 3-7 лет. В этот период ребенок еще не понимает, что с ним происходит, и ему трудно описать случившееся словами. К тому же взрослому человеку, который сексуально использует ребенка, проще запугать его и добиться молчания. Для этого применяются различные способы обмана. Чаще всего это продолжается долгие годы, потому что ребенок просто никому не рассказывает о происходящем: с одной стороны, опасаясь, что ему не поверят, с другой — боясь доставить неприятности самым близким людям, маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают ребенка хранить тайну.

Неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка

Такое происходит не только в тех случаях, когда семья испытывает материальные трудности. Иногда родители ведут себя подобным образом, пользуясь зависимым положением ребенка и, соответственно, злоупотребляя своими правами.

Оставление ребенка без присмотра

Родители зачастую не обращают внимания на то, чем занимаются их дети, а эти занятия могут быть опасными и приводить к травмам или смерти. Более того, иногда взрослые оставляют малышей на длительное время дома одних или под присмотром других детей или пожилых людей, которые не способны должным образом о них позаботиться. В подобных ситуациях возрастает риск несчастных случаев.

Возраст, с которого ребенка можно оставлять одного, очень индивидуален и зависит от самостоятельности, особенностей развития ребенка и иных факторов.

Неудовлетворение потребностей ребенка в питании, одежде, жилье и медицинской помощи

Иногда родители одевают детей не по погоде, и они постоянно болеют, получают обморожения или же, наоборот, тепловые удары либо солнечные ожоги. Детей кормят мало или некачественной пищей, поэтому они голодают, ищут еду в мусорных баках или выпрашивают ее. Что касается жилья, то оно не всегда является комфортным и безопасным (в квартире или доме плохо работает отопление, электрическая проводка открыта, царит антисанитария и т. д.). Родители не прилагают усилий для поддержания или восстановления здоровья ребенка: не приводят его на медицинские осмотры, отказываются от необходимых медицинских процедур, например, прививок, не обращаются к врачу в случае серьезной травмы. Ребенку не дают необходимых лекарств или нарушают их дозировку, невзирая на рекомендации врача.

Пренебрежение потребностью ребенка в получении адекватного образования

Родители не заботятся о развитии способностей ребенка, не интересуются его успеваемостью в школе, отказываются от контактов с учителями. В результате ребенок часто опаздывает в школу или даже пропускает занятия, потому что родители утром не будят его или вообще оставляют дома для выполнения какой-либо работы, например, для присмотра за младшими детьми. Частое отсутствие в школе становится причиной трудностей в учебе и недоразумений с учителями. В подобных ситуациях дети нередко подвергаются насмешкам и издевательствам сверстников, что приводит к страху перед школой и всем, что с ней связано. В итоге у ребенка формируется отвращение к процессу обучения в целом.

Последствия насилия

Необходимо помнить, что любой вид насилия на всю жизнь оставляет в душе ребенка шрамы, негативно влияя на его физическое, психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие, а также затрудняя его социализацию.

Нарушение физического развития

Дети, подвергшиеся насилию, часто отстают от своих сверстников в росте, весе или в том и другом одновременно. У них могут развиваться различные психосоматические заболевания: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, обусловленная отсутствием аппетита. Часто у детей возникают такие нервно-психические заболевания, как тик, заикание, энурез. К перечню психосоматических заболеваний, появившихся в результате пережитого или переживаемого насилия, относятся также астма, кожные болезни (аллергии, нейродермиты, псориаз, экзема), головные боли, рвота, бессонница, болезни желудка (гастрит, язва) и т. д.

Нарушение психического и эмоционального развития

Дети, которые подверглись любому виду насилия, позже начинают ходить, говорить, реже смеются; они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. Такие дети часто испытывают гнев, который выплескивают на более слабых: совсем маленьких детей или животных. Некоторые жертвы насилия, наоборот, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается способность к установлению контакта и к общению со сверстниками.

Cнижение самооценки

Это наиболее тяжелое последствие любого вида насилия. Ребенок с низкой самооценкой постоянно переживает чувство вины и стыда. Он убежден в собственной неполноценности, в том, что он «хуже всех» и не вызывает у людей интереса; поэтому ему трудно добиться уважения окружающих, успеха. У таких детей, когда они вырастают, часто возникают депрессии, проявляющиеся в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна; у подростков могут наблюдаться попытки суицида.

Нарушение интеллектуального развития

У детей из семей, где применяется насилие, интеллектуальное развитие ниже существующей нормы. У них часто отсутствует фантазия и способность к творчеству, им не хватает любопытства и вдохновения для выполнения заданий, требующих душевных усилий. А если им все же удается выполнить подобное задание, они не испытывают от этого ни наслаждения, ни радости. Игры таких детей, как правило, стереотипны и практически лишены самовыражения.

Проблемы с социализацией

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в социализации: у них нарушены связи со сверстниками и со взрослыми, нет навыков общения, достаточного уровня знаний и эрудиции для завоевания авторитета. Решение своих проблем такие дети зачастую находят в криминальной, асоциальной среде, а это сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам и склонностью к совершению противоправных действий

Как предотвратить насилие над детьми

Лучший способ защитить детей — вооружить их знаниями. Учить детей правилам безопасности надо постоянно, меняя формы и подходы по мере взросления ребенка. Некоторые родители боятся убить в детях доверие к окружающим людям и к миру в целом, поэтому предпочитают не говорить об опасностях, которым может подвергнуться ребенок. Этого не произойдет, если во время таких бесед родители будут повторять ребенку, что большинство людей достойны доверия, но есть и такие — их, к счастью, немного — кто способен причинить вред. А поскольку отличить одних от других бывает трудно, надо соблюдать правила безопасности.

При этом очень важно не говорить ребенку таких слов как «насилие», «насильник». Не следует запугивать ребенка, рассказывая ему ужасные истории. Страх обезоруживает и парализует; он помешает ребенку правильно вести себя в опасной ситуации.

Научите ребенка верить собственным чувствам, если его что-то смущает, пугает или просто ему кажется, что происходит нечто неправильное. Детей более старшего возраста нужно обучать правилам безопасности.

Доверительные отношения между родителями и детьми — это самое главное средство, позволяющее уберечь детей от посягательств преступников. Поэтому к рассказам ребенка надо относиться уважительно, не смеяться и не перебивать его, даже если иногда кажется, что он говорит о каких-то пустяках.

Как предотвратить сексуальное насилие над детьми

Объясните, чем «нормальные» прикосновения (похлопывания, объятия) отличаются от «ненормальных», вызывающих у ребенка дискомфорт или смущение. Можно объяснить, что «ненормальные» прикосновения — это когда кто-то касается тех частей тела, что скрыты под трусиками, купальником или плавками. Обсудите, какими приемами, возможно, будут пользоваться взрослые, чтобы вовлечь ребенка в сексуальные действия. Например, взрослый (это может быть родственник или хороший знакомый семьи) будет убеждать, что они не делают ничего плохого, что все в порядке, и что он «научит» ребенка чему-то полезному. Или, наоборот, будет запугивать малыша. Учитывая, что многие насильники прибегают к стратегии «это будет наш секрет», особенно важно объяснить детям, что такое «хорошие» секреты и чем они отличаются от «плохих». К «хорошим» секретам относится подготовка подарков к праздникам, дню рождения, приятные сюрпризы. Во всех остальных случаях, если взрослый человек говорит: «Это будет наш с тобой секрет», нужно срочно сообщить родителям или тому из взрослых (это может быть старшая сестра или брат), кому ребенок доверяет. Обязательно объясните и то, что ребенку тоже не следует трогать взрослого в этих местах, даже если он говорит, что в этом нет ничего страшного. Кроме того, полезно рассказать ребенку о нежелательных поцелуях. Дети должны знать, что у них есть право распоряжаться своим телом и право говорить «нет», когда кто-то «ненормально» прикасается к ним. Стоит также объяснить ребенку, что, если взрослый трогает его за руки, ноги, плечи, спину или лицо таким образом, что ребенку это неприятно, надо сказать взрослому о своих ощущениях и попросить прекратить.

Скажите, что ребенок сразу должен сообщить вам, если взрослый будет прикасаться к нему неподобающим образом или делать то, что смущает ребенка. Особо подчеркните: вы не будете сердиться, хотя взрослый человек и сказал ребенку, что необходимо все случившееся сохранить в тайне, чтобы родители не ругали его. Скажите: «Нет таких плохих вещей, о которых мы не могли бы поговорить с тобой».

Важно, чтобы дети поняли: что бы ни случилось, это будет не их вина, и им нечего стыдиться. Кроме того, предупредите ребенка, что вы поверите ему, даже если взрослый человек будет убеждать его в обратном.

Как определить, применяете ли вы насилие по отношению к ребенку

Чтобы понять, проявляете ли вы насилие по отношению к своему ребенку, необходимо:

Прочитать определения видов насилия и ознакомиться с перечнем его последствий.

Подумать какой из видов насилия вы применяли или применяете в настоящее время. Зачастую признать свое поведение недостойным трудно, но это первый шаг к изменениям.

Вспомнить кто и когда применял к вам хотя бы один из перечисленных видов насилия. Это нужно для понимания того, не действуете ли вы по усвоенной в детстве схеме, которая руководит вашим поведением и сегодня.

Осознать можете ли вы самостоятельно прекратить насильственные действия. В настоящее время есть много возможностей получить квалифицированную помощь (на бесплатной или на платной основе) в центрах, где работают психологи.

Воспитание без насилия

В современной детской психологии все чаще говорят о системе воспитания, которая базируется на перечисленных ниже принципах.

Безусловная любовь

Ребенок должен знать, что в семье его любят — и тогда, когда он принес из школы «десятку», и тогда, когда сам, без напоминания, собрал свои игрушки, и тогда, когда разбил любимую мамину вазу. Ребенок имеет право на собственные ценности, даже если они противоречат вашим. Любящим родителям нужно признать право ребенка совершать ошибки, иметь пусть неверное, но свое собственное мнение о чем бы то ни было. Установите определенный перечень правил (он не должен быть слишком длинным), которые обязательны для всех членов семьи, и познакомьте с ним ребенка. В этих правилах не может быть никаких двойных стандартов. Например, если нельзя есть сладкое до обеда, то этого нельзя делать ни папе, ни маме, ни старшей сестре, ни дома, ни у бабушки с дедушкой, ни в гостях.

 Уважение интересов и ценностей ребенка

Ребенок имеет право на собственные ценности, даже если они противоречат вашим. Любящим родителям нужно признать право ребенка совершать ошибки, иметь пусть неверное, но свое собственное мнение о чем бы то ни было.

Установление семейных правил

Установите определенный перечень правил (он не должен быть слишком длинным), которые обязательны для всех членов семьи, и познакомьте с ним ребенка. В этих правилах не может быть никаких двойных стандартов. Например, если нельзя есть сладкое до обеда, то этого нельзя делать ни папе, ни маме, ни старшей сестре, ни дома, ни у бабушки с дедушкой, ни в гостях

Личный пример

Вы не привьете ребенку интерес к чтению, если он чаще видит вас перед телевизором, чем с книгой в руках; вы не научите ребенка уважению к старшим, если позволяете себе нелестные высказывания в адрес учителей, соседей, собственных родителей.

Последовательность

Воспитание без наказаний начинается с воспитания воспитателей, то есть, самих родителей. Им следует иметь четкую систему ценностей, ясно представлять цели воспитательного процесса и уметь управлять своими эмоциями

Признание уникальности личности ребенка, наличия у него чувств и переживаний, желаний и потребностей

В том числе — не таких, как у родителей. Если ребенок ведет себя плохо, значит, для этого есть какая-то причина, значит, он испытывает некий дискомфорт, который родители могут попытаться устранить

Умение родителей видеть свои ошибки и признавать свое несовершенство

Если ребенок слишком активно выражает протест против ваших требований, стоит задуматься об их справедливости и целесообразности в конкретной ситуации. Чаще всего такое поведение означает, что ваши требования противоречат естественным потребностям и интересам ребенка.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.